"Российская газета" пишет, что правительственная комиссия рассмотрит законопроект, по которому Банк России будет оперативно передавать в МВД сведения о мошенничествах со счетами граждан, в том числе о телефонных мошенничествах.
Как минимум такая инициатива защитит в какой-то степени банки, поскольку они должны возмещать мошеннические транзакции, если вдруг не проконтролировали, не уследили за безопасностью счетов. С другой стороны, это откроет для Центрального банка определенный доступ к персональной информации. Хотя, в принципе, он на сегодняшний день, наверное, имеет такой доступ, с учетом того, что все банки отчитываются.
Я надеюсь, что теперь более оперативно в этом отношении будут работать правоохранительные органы, поскольку не только граждане в частных заявлениях будут просить о совершении проверки. Если подобные сведения будут поступать от Центрального банка, правоохранители будут просто обязаны возбудить уголовное дело и провести по нему качественное и тщательное расследование. Я думаю, что это некая перспектива для того, чтобы мошенников стало меньше.
Но мы их полностью, конечно, не искореним. У нас жизнь такая: "Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки". А дураки - это просто очень доверчивые люди, которые думают, что если это банк, если это организация, которая управляет валютой и хранит деньги, то они, предоставив туда свои данные, будут в безопасности, забывая о том, что есть, к примеру, и сотрудники банков, которые связаны с жуликами и обманщиками, отнимающими деньги у граждан.
Поэтому, я думаю, этот законопроект - хорошая инициатива. И в данной ситуации у правоохранителей будет дополнительный стимул для того, чтобы пресекать, не допускать и качественно расследовать.
Как правило, личная информация становится чаще всего доступна мошенникам как раз от тех граждан, которых они вводят в заблуждение, потому что все новые технологии достаточно эффективно защищают данные. Их, конечно, можно обойти с помощью всяких инструментов, которыми пользуются айтишники, но все-таки это достаточно сложные технологии и приемы. А вот люди, сами доверяя звонку мошенника, звонку из так называемого банка, думая, что действительно звонил банковский служащий, рассказывают им всю подноготную.
Банки же, пытаясь обезопасить неосторожных граждан, постоянно предупреждают: никому не передавайте пароли, номер карты, никому не подсказывайте свой CVV - код на обратной стороне карты.
Высокотехнологичное мошенничество, конечно, тоже существует, но это касается крупных банковских транзакций, когда мошенники залезают уже в систему и завладевают деньгами, которые находятся в банках. А что касается частных и персональных данных граждан: чтобы не затруднять себя всякими сложностями, "сетевые" и "телефонные" воры пользуются простым доверием людей.
Считаю, нашему государству стоит заниматься финансовой грамотностью населения, особенно помогать людям в возрасте, тем, кто жил в советские времена, или пожилым, у кого нет родственников. Им нужно посоветовать что-то, предупредить, предотвратить преступления против них, ведь они привыкли доверять системе и не понимают изменений в государстве в сфере IT-технологий. Такие люди чаще всего становятся объектом мошенничества.
Мне кажется, со школы должна преподаваться и финансовая грамотность, и юридическая, и правовая. Людей нужно учить для того, чтобы они не попали в сложную жизненную ситуацию. Чтобы избежать этих неприятных ситуаций. Например, кража из магазина, которая кажется мелкой выходкой, а на самом деле - уголовно наказуемое деяние. Стоит учить правильно распоряжаться своими деньгами: у нас очень многие не умеют тратить деньги, потому что не умеют их зарабатывать, пользуются чьими-то деньгами, накоплениями родителей, часто берут у родственников взаймы и не возвращают и тому подобное. Особенно это сейчас касается золотой молодежи, которая привыкла только тратить.