Это одна из немногих больших классических постановок Мариуса Петипа, родившихся не в Петербурге, а в Москве, в Большом театре. За полтора века "Дон Кихот" был показан на сцене Большого почти тысячу раз. Да и на самарской сцене, к слову, это уже шестая версия. Классика не отпускает.
Новая постановка самарского театра - это попытка воссоздать образ спектакля 1900 года и в полной мере воплотить эстетику эпохи модерна, такой важной и близкой Самаре. За эту задачу взялся заслуженный артист России, художественный руководитель балета Самарского театра Юрий Бурлака, известный в мире театра как балетный архивист и постановщик классических балетов. К счастью, время сохранило старые эскизы и монтировочные снимки сцены. На основе этих материалов современными мастерами Альоной Пикаловой и Татьяной Ногиновой воссозданы и декорации, и костюмы. Хореография же дошла до нас в непрерывной традиции с самого 1900 года.
Одних только костюмов для спектакля было сшито 450. Да и столь масштабных (добавлю - великолепных) декораций самарский театр не делал давно. Как рассказала лауреат премии "Золотая Маска" художник Татьяна Ногинова, при создании костюмов не ставится задача сделать точную реконструкцию нарядов, которые были более ста лет назад. Дело в том, что сейчас изменились как стандарты красоты, так и артисты. И если в 1900 году женщины не могли появляться на публике, включая сцену, без корсета, то сейчас перед нами на сцене атлет, который стремится к пределу - высоким прыжкам, широким шпагатам, гибкому телу. Поэтому создается иллюзия эпохи, ведь и тканей 1900-х годов сегодня просто больше нет.
Поводом для балетного спектакля стал эпизод из многочисленных приключений Дон Кихота, причем хитроумный идальго является здесь далеко не главной фигурой, а исполняет пантомимную роль. Танцевальные вариации при этом отданы другим персонажам. Кстати, вместе с танцовщиками во всех действиях на сцене появляются грациозная лошадь и осел как верные друзья Дон Кихота и Санчо Пансы. (Животные на премьере не пострадали!)
- Мне кажется, мы добились самого главного - сделали красивый и цельный спектакль, где и оркестр, и артисты были как единое целое, - сказал дирижер-постановщик и музыкальный руководитель театра Евгений Хохлов. - В "Дон Кихоте Ламанчском" задействовано максимальное количество музыкантов - полный состав оркестра. Только на ударных - пять человек: это и кастаньеты, и тамбурины, и так далее. Основная сложность - сделать музыку испанской, а не русской. Классический балет - это большая ответственность совпадения оркестра и артистов. Здесь недопустимы даже минимальные моменты импровизации, которые возможны, например, в драмбалете.
Судя по реакции публики, спектакль удался. А по моему убеждению, он вполне может претендовать и на премию "Золотая Маска".