06.07.2022 09:19
Общество

Ученые пояснили, когда становятся опасны старые автомобильные шины

Текст:  Антон Дерябин Оксана Ильина Виктор Девицын
Российская газета - Неделя - Приволжье: №144 (8792)
Заявление мэра приволжской столицы Юрия Шалабаева о том, что утилизация в апреле - июне этого года 120 тонн автошин позволила предотвратить экологический ущерб, исчисляемый суммой 1,8 млрд рублей, заставило задаться вопросом: неужели резина и впрямь столь вредна?
Можно спорить об эстетической составляющей такого ландшафтного дизайна, но с точки зрения экологии он безопасен. / iStock
Читать на сайте RG.RU

"Шины - это отходы четвертого класса опасности, выделяющие в окружающую среду почти сотню химических веществ. Некоторые из них - канцерогены. После переработки автошин, вывезенных с нижегородских улиц, получится более 8 тыс. кв. м покрытия для детских и спортивных площадок", - написал глава города на своей странице в соцсети.

Ранее в Ижевске официально запретили использовать старые автомобильные покрышки. Депутаты гордумы ввели административную ответственность за использование бывших в употреблении шин - наказание для жителей предусматривает штраф от одной до двух тысяч рублей, а для управляющих компаний - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.

Горожанам указали, что использованные покрышки нельзя просто оставить на площадках для бытового мусора: требуется заключать договор со специализированной организацией, имеющей лицензию. "Жителям многоквартирных домов предстоит провести общее собрание собственников, на котором определить источник финансирования", - уточнили в гордуме.

Ижевчанам дали несколько месяцев на моральную подготовку - мораторий на штрафы истек 1 июня 2022 года. Надо заметить, что предупреждение подействовало: многие жители столицы Удмуртии испугались "ядовитых" шин и штрафов. Как сообщил корреспонденту "РГ" председатель общественной организации "Объединение советов домов Удмуртии" Александр Евсеев, в Ижевске, по его подсчетам и информации от управляющих компаний, от покрышек освободились около 60 процентов дворов многоквартирных домов.

Сибирские ученые создали экологичный пластик из отходов сахарной свеклы

- Правда, оплачивать процесс искоренения резины и утилизации пришлось жителям, - говорит он. - Коммунальщики сделали это за счет накоплений, сделанных собственниками квартир, что, на мой взгляд, не очень справедливо. Были случаи, когда покрышки просто скидывали в зонах мусорных контейнеров, но выяснить, кто это сделал, конечно, не представлялось возможным.

Насколько известно Евсееву, ни одного штрафа за неубранные покрышки в Ижевске пока так и не выписали.

Между тем кандидат экономических наук Александр Иванов, доцент кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, считает, что отслужившие свой срок автопокрышки не представляют столь серьезной опасности, о которой говорят чиновники.

- Четвертый класс означает, что отходы практически не токсичны, - говорит он. - Да, использованные шины, брошенные где попало, не радуют глаз. Вред главным образом в том, что они занимают полезную территорию. Но гораздо большую опасность представляют собой образующиеся при движении автомобилей микрочастицы резины. При ее истирании выделяются мелкодисперсные частицы, которые представляют серьезную угрозу здоровью. Они увеличивают концентрацию так называемых PM2.5 (от английского particulate matter - твердые частицы размером от 0,001 до 2,5 микрометра, находящиеся в воздухе. Для сравнения: толщина человеческого волоса - 40-120 микрометров. - Прим. ред.), которые травмируют ткани легких и проникают в критически важные системы организма человека. Эта проблема рассматривается Всемирной организацией здравоохранения как одна из наиболее серьезных и трудно решаемых. Я за то, чтобы все отходы, включая четвертый класс, были переработаны. Но вред принесут и изделия из резиновой крошки, если они будут истираться с образованием мелкодисперсных частиц.

Мнения относительно воздействия старых автошин на окружающую среду расходятся. Чтобы выяснить, какой именно ущерб природе могут причинить шины, которые лежат в обочинах (вкопаны во дворах и огородах) и находятся в состоянии покоя, корреспонденты "РГ" обратились к ученым-химикам. Их попросили ответить и на вопрос, перестает ли быть источником опасности утилизированная шина (например, резиносодержащий "ковер" на детской площадке).

Комментарии

Александр Нючев, зав. лабораторией химии природных соединений и их синтетических аналогов химфака Нижегородского государственного университета (ННГУ), доцент кафедры органической химии ННГУ, кандидат химических наук:

- Принято считать: когда шины на дисках, то микрочастицы от них не сильно засоряют атмосферу. Авторезина хоть и медленно, но разлагается в природе. Даже синтетический каучук. Кроме того, внешняя сторона покрышек стойка к истиранию, потому что вулканизирована. Это как бы одна огромная молекула.

В России может появиться экологический кодекс

Другое дело - внутренняя невулканизированная сторона покрышек: она испускает массу различных веществ. Самые опасные - цинк и канцерогенные ароматические масла (их добавляют в шины между слоями для мягкости). В покрышке на дисках масла находятся в толще резины, а на природе поверхность шины трескается, и масла выходят наружу. Цинк - катализатор для вулканизации, - попадая в почву и воду, отравляет их.

Что касается переработки шин, то есть глубокая (когда из покрышек удаляют все вредные компоненты), а есть просто размельчение. Даже при втором способе переработанные шины гораздо безопаснее, чем исходные: измельченные кусочки резины заливаются полимером и как бы заточаются в саркофаг, так что вредные вещества не выходят.

Михаил Плетнев, зав. кафедрой "Химия и химическая технология" Ижевского государственного технического университета имени Калашникова, доктор химических наук:

- Основной вред природе наносит не та резина, что лежит во дворе. Вредит природе покрышка, которая истирается на асфальте и разлетается в виде пыли. Удельная поверхность мелкой частицы очень высока - значит, высока и вероятность вступления частицы в химическую реакцию. У шины в стационарном состоянии удельная поверхность значительно ниже. И там идут какие-то процессы деструкции, но с бесконечно малой скоростью. По сравнению с тем, что выбрасывают шины на дороге, "дворовые" покрышки наносят значительно меньший вред.

Кстати, шины используются в каждом порту, чтобы компенсировать удары теплохода. Их миллионы по стране, и никто не требует срочно избавиться от них. Здесь вопрос, который лежит вне плоскости экологии.

Для начала должна быть четко отлажена система утилизации этой продукции: у тебя четыре колеса, ты откатал их нормативный срок и должен понимать, куда это все нести, чтобы шины цивилизованно утилизировали и превратили в какой-то вторичный продукт, который можно использовать с учетом всех экологических нормативов. Этого пока нет, зато сегодня есть излишнее рвение относительно шин во дворах. Например, в Ижевске приказано срочно убрать все покрышки, а то оштрафуют.

Когда мы нецивилизованно утилизируем резину, сжигая на свалках, это страшно: выделяется бензопирен и прочее, что является провокаторами онкологических заболеваний. Но лежащая во дворе шина ничего онкогенного собой не представляет: из нее вредные вещества не могут выделиться при обычных условиях. Довелось читать "страшилки" молодых ученых, которым поручают написать статьи про вред покрышек, - вот они и пишут: выделается бутадиен, стирол, изопрен... Но этого не происходит при нормальных атмосферных температурах!

Я за то, чтобы постепенно очистить дворы от старых шин. Но я против нагнетания паники и страха, что лежащие без дела покрышки повлекут какие-то катастрофические последствия.

Росприроднадзор предложил публиковать информацию об экологических нарушениях компаний
Экология Нижний Новгород Наука Ижевск Приволжье