12.07.2022 21:30
Экономика

На какие хитрости идут кафе и рестораны, чтобы заманить гостей

Текст:  Татьяна Карабут
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №150 (8798)
Российские кафе и рестораны в печали: иностранные компании покидают бизнес-центры, а с ними уходят и любители бизнес-ланчей. Чтобы сохранить посетителей, общепит готов идти на разные эксперименты - например, предлагать половинку порции.
Количество заказов в ресторанах и кафе в деловых зонах Москвы в марте-июне снизилось на 10%. / PHOTOXPRESS
Читать на сайте RG.RU

По оценке экспертов, в деловых зонах Москвы количество заказов в ресторанах и кафе за четыре месяца (март - июнь) снизилось на 10%. Речь идет, в частности, о заведениях в "Москва-Cити", бизнес-центрах на Ленинградском проспекте, у Белорусского вокзала и в деловом кластере "Красная роза". В остальных заведениях отток клиентов тоже есть, но минимальный - 3%. Хотя еще в начале года посещаемость заведений в деловых районах, напротив, росла, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на данные Focus Technologies и Tinkoff Data.

Как теперь называются магазины и компании ушедших брендов

Иностранные компании, заявившие о приостановке деятельности в России, занимают 400-500 тыс. кв. метров, оценивает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Russia Мария Зимина. Однако только малая часть зарубежных брендов освобождает свои офисы прямо сейчас, обращает внимание она. Большинство заморозило новые проекты и инвестиции, но продолжает осуществлять операционную деятельность. Некоторые международные бренды переходят российским юридическим лицам, сохраняя свой офис в стране. При этом часть площадей переходит в субаренду. То есть большого оттока арендаторов не наблюдается.

На место ушедших "просятся" российские компании - госструктуры, производственные организации, IT- и медиакомпании. Да и хорошие офисы в дефиците. Поэтому доля пустующих площадей увеличится незначительно, соглашается директор департамента офисной недвижимости Nikoliers Карина Анаевская.

В Петербурге схожие тенденции. По словам генерального директора Knight Frank St Petersburg Константина Лосюкова, уход только одних IT-компаний с российского рынка существенно отразился на офисном рынке Северной столицы. Правда, часть освободившихся помещений в ближайшей перспективе могут занять компании из нефтегазовой отрасли и российские IT-компании, говорит он.

Такое проседание трафика характерно только для отдельных заведений в определенных бизнес-центрах - это локальная, не массовая история. У нас все-таки не такое большое количество иностранных сотрудников и иностранных компаний, говорит ресторатор, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. И даже если такой отток клиентов и произошел, его отчасти компенсировал процесс возвращения сотрудников с удаленки в офис. По оценкам экспертов, уже к концу марта в офис вышли 70% всего работающего населения.

Тем не менее Сергей Миронов признает: бизнес-ланчи теряют своих клиентов. Главная причина - значительное повышение цен во многих ресторанах. Рестораторам приходится переписывать ценники, поскольку подорожали продукты и больше всего - импортные. В частности, существенно вырос в цене импортный алкоголь - его поставки оказались крайне затруднены. В условиях санкций привезти, например, импортный лосось стало нереально. А практически у каждого ресторана в меню присутствует хотя бы одно блюдо из лосося. И хотя 70% продуктов в ресторанах российского производства, из-за проблем в поставках оставшихся 30% импортных спрос на российские вырос, и они тоже стали дорожать, отмечает Сергей Миронов.

В этой ситуации выиграли те заведения, которые были ориентированы на российскую продукцию и смогли сделать запасы. Стоимость российских продуктов поднялась не так внушительно, что позволило ресторанам минимизировать рост цен в пределах 5-10%. Посетителей в таких заведениях стало больше за счет умеренных цен, а владельцы заработали свою прибыль за счет увеличения трафика.

Из-за санкций производство ягод в России рискует снизиться

Чтобы как-то восстановить поток клиентов, рестораторы сейчас прибегают к разным приемам - например, предлагают вместо целого блюда половинку порции. Однако Сергей Миронов говорит, что хотя такие случаи сейчас есть, подобные маркетинговые приемы рестораторы применяли и раньше. Сегодняшний кризис с этим никак не связан.

Более того, по мнению Миронова, сейчас общепит чувствует себя гораздо лучше, чем в пандемию. Население, соскучившись по общению за пандемию, потянулось в кафе и рестораны, несмотря на рост цен. Доставка блюд из общепита упала с ослаблением пандемии примерно вдвое, оценивает эксперт. Люди не хотят платить за доставку, долго ждать и получать холодную еду. Все хотят посещать заведения "живьем".

Бизнес Москва