Но, как отмечают в городском комитете по образованию, попытки списывания - скорее исключение, чем правило.
- В этом году количество нарушителей на ЕГЭ в Петербурге по сравнению с прошлым годом сократилось вдвое: не понадеялись на свои знания всего три человека, - рассказала корреспонденту "РГ" пресс-секретарь комитета Лариса Кузьмина. - Они были удалены с экзамена, их работы не подлежат проверке, а новую попытку можно будет предпринять лишь на следующий год.
Приносить на госэкзамен мобильные телефоны и другие средства связи, любые шпаргалки, фото-, видео- и аудиоаппаратуру запрещено законом. Кроме того, наказанием становится и упущенная возможность вовремя поступить в вуз. Отметим, что законодательно наказание по статье, которая вменяется в вину нарушителям, - штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей. Однако в мировой суд дело поступает только в том случае, если на момент экзамена испытуемому исполнилось 18 лет. Если же нет, дело будет передано в комиссию по делам несовершеннолетних.
- Мне кажется, что дети приносят на экзамены телефоны и "шпоры" прежде всего от неуверенности в своих силах, как некую дополнительную гарантию, - пояснила мама одиннадцатиклассника Елена Толстикова. - Все происходит под камерами, списать крайне трудно, но дополнительный козырь, возможно, психологически облегчает ситуацию. Поэтому суд в данном случае - слишком жесткая мера.
В предыдущие годы несколько дел о шпаргалках попадали в суд, и, как правило, Фемида ограничивалась назначением минимального штрафа. Тем более, что виновные факты нарушений признали и раскаялись. В 2020 году было рассмотрено три дела - два о телефонах и одно о "справочных материалах", во всех трех случаях нарушителям - или их родителям - пришлось заплатить штраф в три тысячи рублей.
А вот Алексей Шарага, который сдавал ЕГЭ не как выпускник, а для поступления в вуз "во время ЕГЭ по предмету "Математика профильного уровня" имел при себе справочные материалы". Однако достоверных сведений об их использовании зафиксировано не было. Мировой судья производство по делу прекратил и ограничился устным замечанием.