14.07.2022 20:32
Власть

Еврокомиссия разъяснила правила транзита в Калининград

Текст:  Василий Федорцев
Российская газета - Федеральный выпуск: №152 (8800)
Евросоюзу потребовался почти месяц на то, чтобы уговорить Литву и тем самым решить проблему с калининградским транзитом. Россия в настоящее время изучает новые разъяснения Еврокомиссии, касающиеся калининградского транзита, и формирует свою позицию по данному документу. В процессе задействованы как министерство иностранных дел, так и другие российские ведомства.
Читать на сайте RG.RU

По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, сняв ограничения на перевозку грузов в Калининградскую область железнодорожным транспортом, Брюссель проявил "реализм и здравомыслие". Но вопросы у Москвы все равно остаются. Опубликованные разъяснения уточняют применение действующих санкций ЕС в отношении грузов, перевозимых "между несмежными частями Российской Федерации". Согласно документу, запрет на такой транзит через территорию Евросоюза касается только включенных в санкционные списки товаров, которые перевозятся автомобильным транспортом. Что касается железной дороги, то по ней запрещена перевозка только грузов военного и двойного назначения, в остальном же никакие ограничения не применяются. При этом, правда, страны ЕС, через которые осуществляется транзит, должны тщательно контролировать перевозки и следить за тем, чтобы объем перевозок не превышал средних показателей за последние три года.

Брюсселю понадобились две недели на то, чтобы убедить Вильнюс одобрить решение

Проект этого документа был готов еще в конце июня, но Брюсселю понадобились две недели на то, чтобы убедить Вильнюс одобрить решение. Не далее как в понедельник немецкая Sddeutsche Zeitung сообщала, что очередной раунд переговоров между Еврокомиссией и Литвой закончился безрезультатно. Литовцы отказывались идти на уступки, аргументируя свою позицию тем, что разрешение на транзит санкционных товаров будет воспринято как проявление слабости и может даже привести к политическому кризису в их стране. В итоге, как теперь уже ясно, Вильнюс все же сдался. "Нерационально в наше время распылять внимание и погружаться в дискуссии о том, можно ли перевезти тысячу тонн стали из одной части России в Калининградскую область по железной дороге", - заявила в четверг литовский премьер Ингрида Шимоните, добавив, что для ее страны сейчас лучше вместе с западными партнерами сконцентрироваться на оказании помощи Украине.

Если верить западным СМИ, решающую роль в убеждении Литвы сыграла Германия. По информации журнала Spiegel, Берлин с самого начала активно включился в решение возникшей с калининградским транзитом проблемы, а 30 июня канцлер Олаф Шольц публично призвал все стороны, включая литовскую, к деэскалации. Роль в данном случае сыграл, судя по всему, и тот факт, что в Литве находятся подразделения бундесвера. В Берлине, как и в Брюсселе, понимают, что калининградская тема слишком чувствительна, чтобы устраивать вокруг нее политические игры. Как отмечало Financial Times, в частных разговорах представители руководства ЕС высказывали недовольство действиями Литвы, опасаясь, что они приведут к возникновению опасной геополитической ситуации.

Алиханов: Рекомендации ЕК сняли более 80% ограничений по транзиту в Калининград
Европейская комиссия Внешняя политика Литва