14.07.2022 00:00
Экономика

Ледостойкая платформа "Северный полюс" прошла испытания

Текст:  Светлана Задера
Российская газета - Столичный выпуск: №151 (8799)
Ледостойкая платформа "Северный полюс", которая позволит улучшить качество прогнозов погоды и ледовой обстановки на Северном морском пути, успешно прошла контрольные испытания. Планируется, что 1 сентября она уже выйдет в первый рейс.
Читать на сайте RG.RU
Завершен контрольный этап ходовых испытаний платформы "Северный полюс"

Платформа позволит возобновить программу отечественных дрейфующих полярных станций, начатую советскими учеными 85 лет назад и приостановленную по соображениям безопасности в 2013 году из-за уменьшения прочности льдов.

"Северный полюс" будет работать по новой технологии - своим ходом она дойдет до места начала зимовки, затем будет вморожена в лед. Вокруг судна ученые поставят мобильный научный лагерь, который в случае опасности разрушения льдины можно быстро свернуть и продолжить исследования с борта судна. Запаса автономности платформе хватает, чтобы дрейфовать до двух лет.

Платформа позволит возобновить программу дрейфующих полярных станций, приостановленную в 2013 году

"Контрольные испытания показали, что платформа работает отлично. Все необходимые удостоверения и документы приняты. Все навигационное и судовое оборудование проверено. Вертолетный комплекс испытан", - отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров.

Экипаж платформы почти полностью сформирован, осталось только найти поваров. Уже собрана основная команда ученых, которые будут заниматься исследованиями. В нее вошли 27 человек.

Университеты РФ создадут комплексную программу научных исследований в интересах освоения Арктики

Благодаря работе платформы ученые после первого года работы получат данные о климатических процессах в Арктике, дрейфе льда, деградации ледяного покрова, усилении влияния теплых атлантических вод в Арктике. "Готовится передача судна Росгидромету, а затем - нашему институту. На август запланирована приемка платформы и ее полная подготовка к выходу в рейс", - добавил Макаров.

Глава Минприроды Александр Козлов отметил, что вряд ли другие страны построят что-то подобное в обозримом будущем. "Прочность корпуса такая, что судно сможет на два года вмерзнуть в лед и дрейфовать. Это позволит попасть в те уголки Арктики, куда чрезвычайно сложно добраться, и туда, где вообще никто не бывал. Соответственно мы начнем получать уникальные данные о состоянии льда, атмосферы, природы высокоширотной Арктики. Данные, которые сейчас недоступны. Мы, кстати, приглашаем принять в ней участие и ученых из других стран. Потому что границ у науки быть не должно, тем более если это касается изучения климата", - заявил министр.

Ожидается, что 1 сентября платформа выйдет в первый рейс из Санкт-Петербурга в Мурманск, а оттуда отправится в первую экспедицию в Центральную Арктику. В будущем платформа "Северный полюс" станет ключевым звеном Арктической пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар "Ледовая база Мыс Баранова", Российский научный центр на архипелаге Шпицберген и гидрометеорологическую обсерваторию Тикси.

/ Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов
Кстати

Ученые ААНИИ обнаружили ранее неизученные озера в Антарктиде. Глава института отметил, что собранные пробы уже переданы в Институт озероведения РАН. Ожидается, что уже осенью будут первые результаты проб, после этого будет составлен подробный план их исследования. Как отметил Макаров, для их изучения потребуется около пяти лет.

"Мы хотим успеть дать названия первыми, чтобы они были русскими. Если мы их не заявим, как принято процедурно, то любая другая зарубежная организация или страна сможет это сделать", - отметил Макаров.

Институт сейчас ведет работу с Росреестром, чтобы должным образом зарегистрировать эти открытия и присвоить им названия.

"Озера находятся на станции "Русская" (расположена в Западной Антарктиде на побережье Земли Мэри Бэрд. - Прим "РГ"). Это для нас самая сложная станция с точки зрения логистики и погодных условий: туда можно подойти всего две-три недели в году. Мы пока не можем понять, в какой сезон там окажемся - в этом году или в следующем", - сказал Макаров.

Как потепление повлияет на судоходство в Арктике
Минприроды Водный транспорт