Как потепление повлияет на судоходство в Арктике

Таяние льдов способно осложнить судоходство по Северному морскому пути, поэтому сегодня необходимо принимать меры для смягчения глобальных последствий изменения климата. Об этом предостерегают участники Арктического плавучего университета "Меняющаяся Арктика", работающего сейчас в высоких широтах на судне "Профессор Молчанов". В составе экспедиции - спецкор "Российской газеты".

Ледовая шапка Северного ледовитого океана тает, причем одновременно СЛО отвоевывает все больше суши у арктических берегов. Исследования плавучего университета показали: только на Земле Франца-Иосифа потери составляют два метра береговой линии в год.

Ученые предупреждают: "джинн", который раньше прятался подо льдом, освобождается и будет все активнее влиять и на погоду, и на берега Арктики. К примеру, спровоцированные глобальными изменениями климата разгонные волны начинают интенсивнее их разрушать. Причем не только на Земле Франца-Иосифа. Во время научной сессии Арктического плавучего университета говорилось о том, что на Ямале разрушение береговой линии сегодня происходит буквально на глазах.

Тем временем ледовая шапка Земли уменьшается все интенсивнее вследствие глобальных изменений климата: об этом на сессии, посвященной Северному ледовитому океану, говорил научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Виктор Меркулов:

- В прошлом году мы работали на судне "Академик Трешников" - была большая экспедиция. Делали разрезы в Карском море чуть севернее Земли Франца-Иосифа. Так вот сравните: в 2021 году средняя температура воды на одном из разрезов в этом районе была 1,8 градуса, а в 2008-м году - около полутора градусов. И это только на одном разрезе. В среднем рост составляет 0,6 градуса за 15 лет. Это много.

По словам океанолога, особый гидрологический режим создают теплые воды атлантических течений: Норвежского, Западно-Шпицбергенского, Нордкапского.

- Сегодня это явление называют "атлантификацией" Северного ледовитого океана. Будем искать влияние атлантических теплых масс на СЛО и смотреть, как температура изменилась по сравнению с прошлым годом.

Ученый даже пошутил, что Северный ледовитый океан скоро потеряет термин ледовитый и станет просто северным.

- Да, свободной ото льда воды будет больше, да, мы увеличим промежуток навигации. Но в связи с этим появляются новые проблемы, - утверждает заведующий кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского госуниверситета Максим Червяков. - Все циклоны, которые двигаются по Арктике, идут по открытой воде. И, соответственно, чем больше воды, тем больше циклонов. Во льдах, кстати, безопаснее: ледокол прокладывает путь и судно, как утенок, спокойно идет за ним.

По словам эксперта, сейчас происходит интенсификация полярных циклонов, возникающих за счет продолжительности безледного периода. Причем таяние происходит не только в океане, но и на суше, где находится вся портовая инфраструктура:

- Порты, погрузочные терминалы, вся навигация - все это стоит на многолетней мерзлоте и может начать разрушаться. Определенные проблемы, к примеру, уже возникали в Норильске. - Растет также величина волн - а это способствует дополнительной абразии береговой линии. Значит, в районе портов необходимо проводить берегоукрепление.

По прогнозам Росгидромета и пятому оценочному докладу межправительственной группы экспертов по изменениям климата, продолжительность навигации по СМП может увеличиться к середине века с 60 до 90 суток:

- Это в некоторой степени облегчает задачи для судоходства, однако не избавляет те суда, которые идут по СМП, от необходимости ледокольной проводки, - говорит начальник экспедиции "Арктический плавучий университет" Александр Сабуров. - Тем более что 90 суток - не настолько большой срок для навигации, чтобы сделать Севморпуть действующим круглогодично. Нужно учитывать, что есть еще и межгодовая изменчивость: то есть в определенные годы климат может оказаться очень тяжелым для судоходства. А значит, повысятся финансовая нагрузка из-за ледокольной проводки и страховые издержки. Кроме того, никуда не делась всем известная проблема с портовой и спасательной инфраструктурой.

Тем временем участники Арктического плавучего университета наблюдают сегодня и другие негативные последствия изменений климата. Так, хотя на скалистых почвах Новой Земли абразивных явлений меньше, есть ледники. При повышении температуры, а также при увеличении волнения моря части ледников откалываются - это айсберги, которые представляют потенциальную опасность для судоходства.

Только на Земле Франца-Иосифа потери составляют два метра береговой линии в год

Почему же море теперь волнуется больше? Во многом виноваты мезоциклоны - маленькие арктические вихри, которые остаются относительно новым для Арктики явлением:

- Потепление климата способствует увеличению мезоциклонов. А происходит это на границе теплых и холодных воздушных масс, создающих условия для резкого перепада давления и формирования атмосферных фронтов. Более холодный воздух начинает затягивать на юг, более теплый - на север. Чем сильнее этот процесс, тем больше скорость ветра и, соответственно, волнение на море. А значит, и рост волн, имеющих разрушительную силу. Скорость ветра при мезоциклонах в Арктике может достигать 25-30 метров в секунду, - рассказал спецкору "РГ" Максим Червяков.

Тем временем ученые института физики атмосферы, а также института океанологии отслеживают увеличение количества и частоты мезоциклонов начиная с семидесятых годов: процесс совпадает с началом процессов глобальных изменений погоды.

По словам экспертов, опасность мезоциклонов именно в том, что они небольшие: очень быстро возникают и мгновенно развиваются. В итоге сложно отследить их продвижение и сферу действия. Кроме того, полярные мезоциклоны наиболее стремительны и создают дополнительные риски для судоходства.