Ледовая шапка Северного ледовитого океана тает, причем одновременно СЛО отвоевывает все больше суши у арктических берегов. Исследования плавучего университета показали: только на Земле Франца-Иосифа потери составляют два метра береговой линии в год.
Ученые предупреждают: "джинн", который раньше прятался подо льдом, освобождается и будет все активнее влиять и на погоду, и на берега Арктики. К примеру, спровоцированные глобальными изменениями климата разгонные волны начинают интенсивнее их разрушать. Причем не только на Земле Франца-Иосифа. Во время научной сессии Арктического плавучего университета говорилось о том, что на Ямале разрушение береговой линии сегодня происходит буквально на глазах.
Тем временем ледовая шапка Земли уменьшается все интенсивнее вследствие глобальных изменений климата: об этом на сессии, посвященной Северному ледовитому океану, говорил научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Виктор Меркулов:
- В прошлом году мы работали на судне "Академик Трешников" - была большая экспедиция. Делали разрезы в Карском море чуть севернее Земли Франца-Иосифа. Так вот сравните: в 2021 году средняя температура воды на одном из разрезов в этом районе была 1,8 градуса, а в 2008-м году - около полутора градусов. И это только на одном разрезе. В среднем рост составляет 0,6 градуса за 15 лет. Это много.
По словам океанолога, особый гидрологический режим создают теплые воды атлантических течений: Норвежского, Западно-Шпицбергенского, Нордкапского.
- Сегодня это явление называют "атлантификацией" Северного ледовитого океана. Будем искать влияние атлантических теплых масс на СЛО и смотреть, как температура изменилась по сравнению с прошлым годом.
Ученый даже пошутил, что Северный ледовитый океан скоро потеряет термин ледовитый и станет просто северным.
- Да, свободной ото льда воды будет больше, да, мы увеличим промежуток навигации. Но в связи с этим появляются новые проблемы, - утверждает заведующий кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского госуниверситета Максим Червяков. - Все циклоны, которые двигаются по Арктике, идут по открытой воде. И, соответственно, чем больше воды, тем больше циклонов. Во льдах, кстати, безопаснее: ледокол прокладывает путь и судно, как утенок, спокойно идет за ним.
По словам эксперта, сейчас происходит интенсификация полярных циклонов, возникающих за счет продолжительности безледного периода. Причем таяние происходит не только в океане, но и на суше, где находится вся портовая инфраструктура:
- Порты, погрузочные терминалы, вся навигация - все это стоит на многолетней мерзлоте и может начать разрушаться. Определенные проблемы, к примеру, уже возникали в Норильске. - Растет также величина волн - а это способствует дополнительной абразии береговой линии. Значит, в районе портов необходимо проводить берегоукрепление.
По прогнозам Росгидромета и пятому оценочному докладу межправительственной группы экспертов по изменениям климата, продолжительность навигации по СМП может увеличиться к середине века с 60 до 90 суток:
- Это в некоторой степени облегчает задачи для судоходства, однако не избавляет те суда, которые идут по СМП, от необходимости ледокольной проводки, - говорит начальник экспедиции "Арктический плавучий университет" Александр Сабуров. - Тем более что 90 суток - не настолько большой срок для навигации, чтобы сделать Севморпуть действующим круглогодично. Нужно учитывать, что есть еще и межгодовая изменчивость: то есть в определенные годы климат может оказаться очень тяжелым для судоходства. А значит, повысятся финансовая нагрузка из-за ледокольной проводки и страховые издержки. Кроме того, никуда не делась всем известная проблема с портовой и спасательной инфраструктурой.
Тем временем участники Арктического плавучего университета наблюдают сегодня и другие негативные последствия изменений климата. Так, хотя на скалистых почвах Новой Земли абразивных явлений меньше, есть ледники. При повышении температуры, а также при увеличении волнения моря части ледников откалываются - это айсберги, которые представляют потенциальную опасность для судоходства.
Почему же море теперь волнуется больше? Во многом виноваты мезоциклоны - маленькие арктические вихри, которые остаются относительно новым для Арктики явлением:
- Потепление климата способствует увеличению мезоциклонов. А происходит это на границе теплых и холодных воздушных масс, создающих условия для резкого перепада давления и формирования атмосферных фронтов. Более холодный воздух начинает затягивать на юг, более теплый - на север. Чем сильнее этот процесс, тем больше скорость ветра и, соответственно, волнение на море. А значит, и рост волн, имеющих разрушительную силу. Скорость ветра при мезоциклонах в Арктике может достигать 25-30 метров в секунду, - рассказал спецкору "РГ" Максим Червяков.
Тем временем ученые института физики атмосферы, а также института океанологии отслеживают увеличение количества и частоты мезоциклонов начиная с семидесятых годов: процесс совпадает с началом процессов глобальных изменений погоды.
По словам экспертов, опасность мезоциклонов именно в том, что они небольшие: очень быстро возникают и мгновенно развиваются. В итоге сложно отследить их продвижение и сферу действия. Кроме того, полярные мезоциклоны наиболее стремительны и создают дополнительные риски для судоходства.