"Росатом" выдал первые разрешения на проход по Севморпути летом-осенью 2022 года

Пять первых разрешений на проход по Северному морскому пути в летне-осеннюю навигацию со сроком действия до сентября и октября 2022 года выдала на этой неделе госкорпорация "Росатом".
Атомный контейнеровоз "Севморпуть" держит курс в Петропавловск-Камчатский.
Атомный контейнеровоз "Севморпуть" держит курс в Петропавловск-Камчатский. / ФГУП "Атомфлот"

Такое право к ней перешло от Минтранса России в связи со вступившими в силу изменениями: в статью 51 Кодекса торгового мореплавания РФ (новый федеральный закон № 184-ФЗ от 28.06.2022 г.) и в закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

- Для нас это историческое событие, так как это первые разрешения, выданные после внесения изменений в законодательство, - отозвался по горячим следам Максим Кулинко, заместитель директора в Дирекции Севморпути, которая ранее была создана в "Росатоме". - Сейчас на рассмотрении находится около 100 обращений от судовладельцев на выдачу разрешений. Все запросы будут обработаны в срок до 10 суток c момента поступления, как того требуют Правила плавания в акватории Северного морского пути. Уверен, что и в дальнейшем работа с разрешениями будет осуществляться без сбоев и максимально комфортно для судовладельцев...

Как уточнили "РГ" в департаменте коммуникаций "Росатома", выдача таких разрешений через Дирекцию СМП - мера временная, которая будет действовать до момента образования ФГБУ "Главное управление Северного морского пути". Именно эта структура станет в последующем осуществлять функции по управлению судоходством в акватории Севморпути.

Напомним: госкорпорация "Росатом" еще в 2018 году стала оператором по развитию инфраструктуры Северного морского пути, в том числе атомного ледокольного флота. Но до недавних пор сохранялись разногласия между Минтрансом РФ и "Росатомом" в понимании, подходах и практическом разделении полномочий и административных функций в отношении Севморпути.

Вице-премьер Юрий Трутнев изначально выступал за то, чтобы "Росатом" был единым оператором и отвечал за управление судоходством на Севморпути. Схожую позицию занял и нынешний глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

Внести поправки в российское законодательство решили после тщательного анализа ситуации, которая сложилась на СМП в конце 2021 года. Тогда из-за межведомственной несогласованности возник риск сорвать поставки важных грузов для реализации крупнейших арктических инвестиционных проектов, снабжения городов и поселков. Чтобы ситуация не повторилась, было принято решение сконцентрировать все полномочия по управлению судоходством на СМП в едином центре управления. Руководством страны наилучшим кандидатом на эту роль был признан "Росатом", управляющий атомными ледоколами, информационной платформой для сопровождения проводок и компетентными кадрами.

В соответствии с законодательством госкорпорация "Росатом" теперь наделена полномочиями осуществлять централизованное управление Северным морским путем. Это включает, цитируем: "организацию мониторинга движения судов и использование судов ледокольного флота, предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке, содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, а также в проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов".

Госкорпорация будет осуществлять выдачу, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, вносить изменения в такие разрешения, а также определять подведомственное учреждение, оказывающее указанные услуги.

Кроме того, "Росатом" наделяется функциями учредителя и полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества в отношении нового ФГБУ "Главное управление Северного морского пути", которое создается решением правительства РФ "в целях организации плавания судов в акватории Северного морского пути".

Тем временем

Атомный контейнеровоз "Севморпуть" начал первый в эту навигацию льготный каботажный рейс из Санкт-Петербурга в направлении порта Петропавловск-Камчатский. Чтобы сделать такие перевозки по арктическому маршруту с запада на восток и обратно привлекательными для грузоотправителей, правительство России приняло решение субсидировать часть затрат из госбюджета.

Как рассказали в департаменте коммуникаций "Росатома", на борту грузового атомохода, который уже пятый день в пути, 111 контейнеров и 40 тонн металлоконструкций. Планируется, что переход до Петропавловска-Камчатского займет около 22 суток. Это первый в этом году рейс, реализуемый в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути", входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

- Вторая субсидируемая каботажная перевозка грузов на атомном контейнеровозе "Севморпуть" по льготным тарифам на Дальний Восток и в обратном направлении в европейскую часть России запланирована на сентябрь, - сообщил и.о. генерального директора "Атомфлота" Леонид Ирлица. - Мы надеемся, что грузовладельцы будут активны и воспользуются льготными условиями доставки. Времени для формирования грузовой базы достаточно, тарифы прозрачны и максимально привлекательны. Заинтересованность представителей бизнеса в данном маршруте позволит нам открыть регулярную контейнерную линию в акватории Севморпути.

Добавим, что на борту контейнеровоза, следующего в восточном направлении и обратно, будет работать представитель Мурманского морского биологического института - это обусловлено соглашением о сотрудничестве "Атомфлота" и ММБИ. "А предметом исследования в рейсе станет оценка состояния популяций морских млекопитающих, птиц и белых медведей по всей акватории Северного морского пути", - рассказал заместитель директор ММБИ Дмитрий Ишкулов. По его словам, благодаря сотрудничеству с "Атомфлотом" российские ученые впервые за последние 15 лет проведут полномасштабные наблюдения за ключевыми звеньями экосистем Арктики от Баренцева моря до Чукотского.