"Ледокольные силы сейчас, по нашим расстановкам, минимум 13 штук, чтобы обеспечить все процессы в акватории Севморпути с круглогодичной навигацией на Дальнем Востоке", - сказал он (цитата по ТАСС).
По словам Ирлицы, необходимо обеспечить судами районы, где традиционно складывается тяжелая ледовая обстановка. "Перспектива развития на Восток, а на Западе кто будет работать? Ледоколы туда нужно поставить минимум шесть штук, чтобы хотя бы перекрыть те участки движения, которые по морям поставить, хотя бы, чтобы один ледокол в район 500 миль обеспечивал район своей деятельностью, это мы не говорим про индивидуальную проводку", - сказал Ирлица.
Сейчас на СМП действует восемь ледоколов, планируется заказать еще шесть. То есть с учетом резервов на плановые технические работы, планируется в два раза расширить пропускную способность Севморпути, рассказывает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс".
Атомные ледоколы имеют срок службы, поясняет он. Например, с 2022 по 2026 год три атомных ледокола могут закончить работу. Поэтому только для планового замещения выбывающих ледоколов еще в 2018 году планировалось построить двенадцать ледоколов. И это бы практически не увеличило пропускной способности СМП, а просто замещало выбывающий флот.
"Строительство судов - процесс сложный и долгий, и ледоколы не являются исключением: пять ледоколов в этом году построить не удастся. Ранее Минпромторг РФ заявлял, что три ледокола должны быть построены до конца 2026 года", - говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". По его словам, трудностей с проводкой судов по Севморпути не возникнет, ее будут осуществлять имеющиеся ледоколы. Возможно, на них немного возрастет нагрузка, но они справятся, считает эксперт.
Артем Тузов также соглашается с тем, что проблем с навигацией не возникнет. Технологии строительства ледоколов - это та сфера, где Россия имеет все необходимые компетенции и технологии. Вопрос только в качестве и цене этих технологий. Не стоит думать, что ледоколы будут оснащены по последнему слову техники. Но, чтобы успешно осуществлять навигацию по СМП - это и не требуется, считает эксперт.
Согласно данным ФГБУ "Администрация Северного морского пути", ледовую проводку в акватории Северного морского пути оказывают восемь ледоколов: атомные ледоколы "Вайгач", "Таймыр", "50 лет Победы", "Ямал", головной универсальный атомный ледокол "Арктика", дизельный ледокол "Адмирал Макаров", ледокол "Красин", ледокол "Капитан Драницын". Правительство, как ожидается, до 1 августа 2022 года утвердит план развития Северного морского пути на период до 2035 года.