19.07.2022 16:44
Экономика

Эксперты обсудили возможности развития внешней торговли России

Текст:  Алексей Рыбин
Участники форума "Сильные идеи для нового времени" обсудили варианты развития международных торговых отношений России в текущих условиях. Разговор состоялся в рамках сессии "Трансформация подходов работы на зарубежных рынках: вызовы и возможности".
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Так, руководитель центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина заявила о необходимости вовлечения российского бизнеса в формирование торговой политики страны и настройки таможенного законодательства.

По ее словам, сейчас товарные потоки переориентируются на северо-западное, южное и юго-восточное направления, в связи с чем ожидаются логистические сложности, которые в ближайшей перспективе будут сняты за счет модернизации транспортной инфраструктуры.

"Самое "узкое горлышко" сейчас - это то, что блокирует любые большие дела или вложения инвестиций, самые важные шаги - это курс открытой экономики, понятная торговая политика, снижение административных барьеров в сфере таможенного администрирования, смягчение административной и уголовной ответственности, поспевание транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры за новыми потребностями бизнеса", - подчеркнула Баландина.

Также она отметила, что следует прекратить дискуссию, нужно ли России выходить из ВТО, поскольку участие в ней закладывает правовые основы для торгового и таможенного сотрудничества с другими странами. По ее словам, экспертный совет АСИ также мог бы поучаствовать в решении данного вопроса.

Гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг отметил, что для того, чтобы удержать и привлечь иностранных инвесторов, нужны механизмы, правила и параметры будущей кооперации.

Внешнеторговый трафик РФ развернулся на восток

"Россия и другие страны Европы - географические соседи, никто друг от друга уходить не может, мы обречены на сотрудничество. Нам нужно дальше усовершенствовать те принципы, которые еще в силе и позволяли нам работать вместе. Несмотря на беспрецедентные вызовы, мы увидели большую поддержку европейского бизнеса со стороны властей, готовность решать вопросы быстро и эффективно, нужно продолжать этот business-friendly подход. Бизнесу также нужны время и гибкость, чтобы приспособиться к новым реалиям", - сказал Шиллинг.

По его словам, властям также нужно обратить особое внимание на борьбу с контрафактом, учитывая использование механизмов параллельного импорта.

"Евразийская повестка для европейского бизнеса оставалась актуальной до этого года, мы видели интерес к рынкам в данном регионе. Но интерес никуда не ушел, открываются новые возможности, и европейские компании проявляют большой интерес к Казахстану, Узбекистану, Армении, так что эта повестка будет дальше усиливаться и мы должны к ней адаптироваться", - сказал Шиллинг.

Он добавил, что сегодня самый большой риск для России - это сохранение работы временных условий и механизмов для бизнеса.

Директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Барсигян подчеркнула, что современные реалии существенно влияют на географию международных контактов России и стран ЕАЭС. Активное взаимодействие сейчас ведется с Сербией, Сингапуром, Вьетнамом, Кубой, Молдавией, Монголией, странами ШОС, АСЕАН, СНГ. По ее словам, сейчас евразийская интеграция становится более глубокой и емкой, но введенные в отношении России ограничения создают трудности для экономик стран ЕАЭС, при этом открывая для них новые возможности.

Гендиректор движения "Сделано в России" Михаил Садченков отметил, что на текущем этапе национальный бренд может нести риски для тех или иных производителей, но это не будет долгосрочным трендом.

Как перестроить внешнеэкономическую деятельность в условиях санкций

"Конечно, никто никакие санкции против России снимать не будет, уступки будут точечными. Основная борьба идет не за те рынки, которые мы уже потеряли, а за наших партнеров - ЕАЭС, Азия, Ближний Восток, Африка. В этом контексте бренд "Сделано в России" имеет место как коммуникационный инструмент, который дал бы бизнесу возможность налаживания новых связей с новыми рынками. Выращивание полноценного агентства, которое бы занималось продвижением российского бизнеса - ключевая задача бренда "Сделано в России", - заявил Садченков.

По его словам, сейчас Россия под национальным брендом должна продвигать на Ближний Восток и страны Азиатско-Тихоокеанского региона все, что связано с высокотехнологичной сферой. Он отметил, что уже у ОАЭ есть большой запрос на партнерство с Россией в сфере энергетики, медицины, робототехники, продовольствия и производства удобрений. Садченков также призвал создать бренд "Сделано в ЕАЭС" и отдельные бренды в каждом государстве-участнике союза.

Также во время сессии лидеры проектов рассказали о своих идеях по развитию торговых отношений России с другими странами.

ВЭД