04.07.202217:22

Как перестроить внешнеэкономическую деятельность в условиях санкций

Санкции западных стран (а их по состоянию на 20 июня против России введено рекордное количество - 10,9 тыс.) сильно усложнили внешнеэкономическую деятельность для российских компаний. Появились трудности с расчетами в валюте, сбои поставок, проблемы в логистике, что ведет к росту расходов. А некоторые рынки вообще оказались закрыты для российских поставщиков. По данным Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП), наиболее уязвимыми от санкций "недружественных" стран оказались фармацевтика, производство авиационного, морского и железнодорожного подвижного состава, автопром. Товаров народного потребления "официальные" санкции вроде бы не коснулись, так что приостановка поставок отдельных позиций - это, скорее, коммерческое решение производителей.

Но как бы то ни было, проблемных вопросов много есть. И найти их решения постарались участники онлайн конференции "ВЭД в условиях кризиса", организованной Ассоциацией менеджеров России.

"Если раньше перед компаниями стоял вопрос, как выйти на внешние рынки, то теперь риторика изменилась, - сообщил председатель комитета по ВЭД Ассоциации менеджеров Антон Акимов, - теперь важнее как закупить за рубежом товары, оборудование, сырье, как доставить все это в Россию и не попасть при этом под санкции? Ведь в отношении некоторых рынков ситуация осложнилась в разы, если не на порядок".

В современных условиях бизнесу необходимо сконцентрироваться на внедрении комплаенса - то есть системы бизнес-процессов, направленных на выявление и локализацию потенциальных рисков, связанных с введением санкционных ограничений. Это необходимо, если корпорация ведет бизнес в разных странах или если одна из компаний-партнеров входит в санкционный список. Тщательно продуманная система комплаенса, рассказал президент Национальной Ассоциации Комплаенса Владимир Балакин, позволяет прописать в локальных документах такие действия сотрудников, которые одновременно будут соответствовать и российскому законодательству, и блокировать "опасных" контрагентов.

Что же касается выхода на новые или, точнее, на ранее недооцененные рынки, то здесь, по мнению Антона Акимова, необходимо пристальнее смотреть на Ближний Восток, который в современных условиях становится нам близким и родным. И в первую очередь, на ОАЭ. О специфике работы на этом рынка рассказала партнер, руководитель FTL Advisers Мария Кукла.

Почему же до сих пор российский бизнес мало внимания уделял сотрудничеству с эмиратами? Во-первых, ОАЭ не присоединились к Гаагской конвенции 1961 года об апостиле, соответственно, все официальные документы, изданные за рубежом, подлежат там легализации. Это удовольствие небыстрое и довольно дорогое, поэтому часто при создании представительств и торговых домов в регионе выбор был не в пользу Эмиратов. Во-вторых, ОАЭ находились и находятся в "черном" оффшорном списке минфина. Сейчас это представляется "меньшим злом", но не надо забывать, напоминает Мария Кукла, что дополнительную административную нагрузку в части предоставления в России уведомления о контролируемых сделках нести придется. Тем не менее, плюсы работы в Эмиратах тоже очевидны: эта страна не присоединилась к санкциям, а значит, имеет статус дружественной; здесь множество (свыше 35) свободных экономических зон, только в одном Дубае их 23; есть возможность развития инфраструктуры и открытия счета в местных банках.

Надеждой нашего бизнеса также был и остается Китай. У российских компаний есть четыре стимула работать с Китаем: "западозамещение", освоение нового рынка, поворот на Восток и потенциальный товарооборот в 200 миллиардов долларов. В то же время, уверен Антон Акимов, в торговле с Китаем не все так радужно и однозначно. Есть нюансы по интеллектуальной собственности, поставкам, но самое главное, считает эксперт, что Китай во взаимоотношении с Россией никогда не перейдет ту "красную черту", за которой на него будут распространяться западные санкции. Ибо доля России во внешней торговле КНР едва перевалила за 2 процента, в то время как с США - более 12.

Гораздо больший интерес для развития торговли, считают эксперты, представляет Индия. Весной этого года Индия вырвала лидерство по числу населения (1,415 миллиарда человек) у Китая. А через пять лет станет самой молодым государством мира со средним возрастом жителей 29 лет. По словам заместителя торпреда РФ в Индии Евгения Гривы, 70 процентов населения республики - трудоспособные граждане в возрасте от 18 до 65 лет, 300-400 миллионов из них принадлежат к среднему классу, которые активно потребляют товары и услуги, и могут себе позволить дорогие покупки: квартиры, машины, предметы роскоши. Страна стремится к 100-процентной грамотности населения, большинство городских жителей старше 15 лет прекрасно говорят по-английски. "Сейчас Индия - шестая экономика мира, а по покупательной способности - третья, - подчеркнул Евгений Грива, - ее рынок растет стабильно на 7-8 процентов в год, и там очень много свободных ниш, которые наши предприниматель могут занять".

Сейчас торговый оборот РФ и Индии составляет 13,5 миллиарда долларов, в списке торговых партнеров республики Россия замыкает двадцатку с долей чуть более полутора процентов. То есть потенциал для роста очевидный. Предпочтительные отрасли для сотрудничества - энергетика, транспортная инфраструктура, металлургия, переработка отходов и лесопереработка, оборудование для сектора АПК.

Да, логистика для торговли сложная, фура туда вряд ли доедет, зато для морских перевозок Индия благоприятна: в этой стране 12 крупных портов и более 200 второстепенных.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации