19.07.2022 09:30
Воронеж

В России рынок онлайн-образования выходит на новый виток

Текст:  АЛЕКСАНДР КУПЦОВ (сооснователь и управляющий партнер Pulsar Production)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №154 (8802)
В последние месяцы мы наблюдаем перерождение отечественного рынка онлайн-образования. Изменение спроса и доступных технических возможностей требует от EdTech-бизнеса поиска новых подходов и решений.
Читать на сайте RG.RU

Весной аналитики агентства Smart Ranking обнародовали данные о совокупной выручке 100 российских компаний в сфере онлайн-образования. В 2021 году она достигла 73 миллиардов рублей. Сейчас эксперты говорят о том, что по итогам 2022-го произойдет падение на 35-40 процентов.

Пострадали основные каналы продаж отечественных образовательных платформ. Реклама в привычных для целевой аудитории источниках, таких как запрещенные в нашей стране соцсети или YouTube, более недоступна. Это вылилось в снижение количества новых заявок на обучающие курсы даже в самом быстрорастущем сегменте - в обучении IT-профессиям. Переориентирование на VK, конечно, идет, но не так динамично, как хотелось бы. Кроме того, субъекты российского онлайн-образования, например вузовского, до сих пор не имеют под ногами твердой почвы в виде платформы, которая могла бы заменить ушедшие Coursera и edX. У этих игроков была настроена удобная монетизация. В апреле 2022 года было заявлено о создании российской платформы АНО "Университет 2035". Но пока запуска не произошло, и вузы ищут другие способы монетизации своих курсов через коммерческие ресурсы.

Изменения происходят и в направлениях онлайн-обучения. По данным независимого агентства O+K Research, летом 2021 года в числе самых востребованных были иностранные языки, маркетинг, бизнес, менеджмент, графический дизайн и программирование. А среди ключевых мотивов приобретения онлайн-курсов фигурировали общее развитие и самосовершенствование. Сегодня на первый план выходит скорее оперативное приобретение конкретных навыков и компетенций, получение новых профессий. И это острый вопрос.

В 2022 году, можно сказать, соединились две группы факторов риска: последствия пандемии и санкционный кризис. Так, в течение двух предыдущих лет в стране происходили сокращения персонала из-за трансформации бизнеса (например, перехода от традиционной торговли к e-commerce), и еще не все уволенные успели приобрести новую профессию и работу. А сейчас некоторые компании попросту закрываются. Уходят иностранные инвесторы, частично или полностью останавливают деятельность российские предприятия, критически зависящие от западных поставок.

Основное решение - работа персоналом и создание коллабораций

Для сферы EdTech это означает, что безработные или люди, находящиеся под угрозой увольнения, больше ориентируются на программы, дающие быстрый прикладной результат. Причем в условиях ограниченных финансовых возможностей - на фоне снижения доходов граждан - внимание к профессиональному онлайн-образованию концентрируется в сегменте кратких и недорогих программ или программ с государственной поддержкой. Вероятно, здесь и расположится точка роста для технологичных компаний, которые продолжают работать в России.

Путин заявил, что российским IT-специалистам дома лучше, чем у соседей

В сфере онлайн-образования изменилась и сама атмосфера, что тоже напрямую влияет на бизнес. Основное напряжение вызывает геополитика. Кто-то, как Coursera, выбирает путь полного отречения от присутствия на российском рынке или упоминания о любой причастности к нашей стране. Но есть компании, которые идут другим путем. Например, международная платформа с российскими корнями Lectera, наоборот, открыла в РФ бесплатный доступ ко всем своим образовательным программам. Такие ходы можно расценивать как часть маркетинговой стратегии, но в ситуации турбулентности рынка и чисто по-человечески они выглядят, конечно, выигрышно.

Часть зарубежных компаний ограничила доступ к своим программным решениям. Замена их на отечественные продукты происходит, но последние не всегда отвечают требованиям бизнеса к функционалу и уровню. Поэтому в более выгодной ситуации находятся те технологичные компании, у которых сильна собственная экспертиза в IT: они могут подобрать и адаптировать или разработать необходимое ПО.

Другая часть зарубежных субподрядчиков и индивидуальных разработчиков контента отказалась от работы с российскими компаниями. Есть сложности с оплатой работы проживающих вне РФ сотрудников из-за отключения международных платежных систем. Все перечисленные проблемы решить можно. И основное решение - работа с персоналом и создание коллабораций. Тот, кто сможет заключить новые союзы, решит вопросы замещения и специалистов, и программного обеспечения, и обучающих платформ. Можно сказать, что основным трендом в работе с персоналом в EdTech стала пересборка команд для максимальной эффективности.

В более выгодной ситуации находятся те компании, у которых сильна собственная экспертиза IT: они могут адаптировать или разработать необходимое ПО

Для какого заказчика будут работать эти команды? С уверенностью можно сказать, что основные финансовые потоки будут концентрироваться в b2g-направлении. У государства есть необходимость обучать и трудоустраивать освободившиеся кадры, есть серьезная потребность в людях конкретных профессий, в частности цифровых. В2b-cектор если не отменил, то приостановил вливания в онлайн-обучение - по принципу "не до жиру, быть бы живу". А вот в госсекторе появились новые задачи, и решать их можно как раз с помощью EdTech-команд. Заняв нишу ключевого заказчика, государство теперь определяет приоритеты и векторы развития образовательных программ, задает стандарты качества и дорабатывает институциональную основу онлайн-образования.

Воронеж