19.07.2022 17:07
Происшествия

На Ставрополье владельцы карьера нанесли почве ущерб на 49 млрд рублей

Текст:  Михаил Сухарев (Ставропольский край)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №154 (8802)
Действия частной компании, которая добывает полезные ископаемые, привели к рекордному ущербу природе края. Согласно подсчетам специалистов, карьеры, где добывают песок и гравий, нанесли урон плодородному слою почвы в Кочубеевском районе на 48,9 миллиарда рублей. Речь идет о территории в 70 гектаров, которой уже занялись правоохранительные органы. Но в районе еще много таких участков.
Читать на сайте RG.RU

Кочубеевский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Ставропольскому краю возбудил уголовное дело по статье 246 УК РФ "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ" в отношении владельца компании "Нерудстрой" и его брата, индивидуального предпринимателя.

"Установлено, что на трех участках сельхозназначения общей площадью около 70 гектаров велась добыча валунно-гравийно-песчаных пород и реализация строительных материалов. На участках обнаружены карьерные выемки, самоходные машины, предназначенные для проведения планировки, профилирования и перемещения грунта, дробильно-сортировочные линии для отгрузки ПГС, площадки для хранения и реализации строительных материалов", - отметили в пресс-службе Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора, специалисты которого участвовали в оперативно-розыскных мероприятиях.

На Ставрополье при ремонте трассы пашню завалили бетоном

Экспертизы показали, что на всех 70 гектарах уничтожен плодородный слой глубиной до 30 сантиметров. Ведомство констатировало, что "произошедшие изменения на земельных участках значительно снизили качество окружающей среды". На устранение нарушений и вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот потребуется немало времени и средств.

Жители Кочубеевского района и общественники уже давно бьют тревогу по поводу разработки недр. Песчано-гравийную смесь на Ставрополье добывают в основном в этом районе и в Кировском. Активисты обращались с жалобами и в минприроды края, и в прокуратуру, и в другие ведомства и инстанции. В 2021 году министерство выявило в районе несколько нарушений со стороны недропользователей, урон оценили в 300 миллионов рублей, досрочно прекращено действие 13 лицензий. Но песок с гравием как добывали из чернозема, так и продолжают добывать.

- Проводимый уже более четырех лет общественный мониторинг законности деятельности недропользователей показывает, что большинство из них не соблюдают требований земельного, налогового, природоохранного и градостроительного законодательств. Уничтожены или находятся под угрозой уничтожения огромные площади сельхозугодий, на которых когда-то выращивали пшеницу и другие культуры, - отметил эксперт регионального отделения Народного фронта в Ставропольском крае Алексей Гридчин.

Компания "Нерудстрой", кстати, получила от минприроды региона две лицензии: в 2006 году - на разведку и добычу полезных ископаемых, в 2014-м - на геологическое изучение недр, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. В соответствии с ними предприятие было обязано провести рекультивацию земель.

В России ожидается рекордный за всю историю урожай пшеницы

По данным ОНФ, на Ставрополье выдано 112 лицензий на разведку и добычу общедоступных полезных ископаемых. В перечень основных, кроме песчано-гравийной смеси, входят ракушечник, суглинки и песок. При этом общественники подчеркивают, что налоговые платежи, поступающие от тех, кто добывает песок и гравий, малы, а нарушений в этой сфере очень много. ОНФ оценивает площадь уничтоженной или находящейся под угрозой уничтожения земли в тысячу гектаров, и это только в Кочубеевском районе.

- Мы не раз публично говорили о том, что во время добычи песчано-гравийной смеси допускаются многочисленные нарушения закона. Случай в Кочубеевском районе не уникален. Другие недропользователи причиняют не меньший ущерб окружающей среде. Мы надеемся, что внимание правоохранительных органов будет обращено на всех без исключения нарушителей, - заявил Гридчин.

Жителей же Ставрополья повергла в шок сумма ущерба - почти 49 миллиардов рублей. В Россельхознадзоре корреспонденту "РГ" рассказали, что сумму рассчитывали по методике исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, которую утвердило минприроды России в 2010 году. В ней используются десятки сложных формул, учитываются многочисленные параметры почвы. Если упростить, то общий размер ущерба складывается из уровня загрязнения, перекрытия почвы, уничтожения плодородного слоя, наличия на участке отходов производства. Так как в формулах часто встречается знак умножения, то даже один-два параметра с сильными отклонениями могут увеличить сумму ущерба в сотни и тысячи раз.

Обоих фигурантов уголовного дела суд по ходатайству следствия заключил под стражу до седьмого сентября. Если их признают виновными по статье 246 УК РФ, то подозреваемым грозит лишение свободы на срок до пяти лет или штраф до 120 тысяч рублей. А согласно статье 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" тот, кто причинил ущерб, должен его возместить. Но каким образом бизнесмены из Кочубеевского района смогут выплатить государству 49 миллиардов рублей, неизвестно. .

Комментарий

Олег Макаров, заведующий кафедрой эрозии и охраны почв факультета почвоведения МГУ, профессор, доктор биологических наук:

- При оценке ущерба почвенному покрову можно использовать два подхода. Самый простой - разработать схему рекультивации территории и посчитать, сколько средств на нее необходимо. Она включает несколько видов работ - нужно выровнять поверхность, засыпать ямы, привезти новую почву, если это необходимо. Также требуется оценить упущенную выгоду, то есть посчитать, сколько лет данной территорией невозможно пользоваться. Для этого за основу берется средняя урожайность культур, которые там выращивали раньше или могли бы выращивать. Второй подход - методика, разработанная минприроды России. Она включает оценку площади и степени деградации земель.

Мы должны стремиться к тому, чтобы поврежденные земли непременно восстанавливали, особенно если они сельскохозяйственного назначения. Конечно, есть вопрос экономической целесообразности, но если ущерб чисто технический и территория, к примеру, не заражена высокотоксичными веществами, то рекультивировать ее можно в течение года или нескольких лет. Если же речь идет о серьезном загрязнении, то процесс может растянуться надолго. Но даже при серьезных эрозионных процессах мы рекомендуем рекультивировать территорию.

Следствие Кубань. Северный Кавказ Ставропольский край