Не менее, чем строительные и отделочные работы в новом здании, важна реставрация экспонатов, которые будут представлены публике. В частности, речь идет о двух шедеврах восточного искусства, реставрацией которых полтора года занимался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. "Один из этих памятников наши посетители смогут увидеть еще раньше - в феврале 2023 года, когда мы откроем выставку "Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору", - отмечает генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Речь идет о двухчастном шкафе нон конца XIX века, который входил в дары, поднесенные посольством Кореи Николаю II в 1896 году по случаю его коронации. Дипломатический визит в Россию корейского посольства во главе с Мин Ёнхваном стало первым посольством в Европу представителей этой страны.
Черный лаковый шкаф нон, украшенный множеством символов, которые несли лучшие пожелания, и сам по себе рассматривался в Корее как символ материального благополучия и жизненного успеха. Изображение этого шедевра работы корейских мастеров воспроизводилось в Коронационном сборнике.
За прошедшие 125 лет на шкафе появились трещины из-за усыхания дерева, часть перламутровой инкрустации была утрачена. После исследования состояния шкафа реставраторы устраняли деформацию металла, разрывы и трещины, добавили недостающие крепежные элементы. Для восполнения утраченных фрагментов инкрустации решили использовать перламутр Awabi (морское ушко), близкий по оттенкам цвета к авторскому.
Реставрационные работы были проведены за счет средств Корейского Фонда культурного наследия за рубежом (the Overseas Korean Cultural Heritage Foundation) и стала первым и единственным реставрационным проектом в России, поддержанным Фондом. Таким образом, реставрация стала зримым свидетельством культурного сотрудничества России и Кореи.
Другой памятник из восточной коллекции, отреставрированный в центре - японская шкатулка - ранний образец японских экспортных лаков в стиле намбан, которые делались для европейского рынка.
Единичные произведения в этом стиле находятся в королевских собраниях Швеции, Англии, Дании. В Москве эта чрезвычайно модная тогда шкатулка появилась в конце XVII века. В Москву была привезена в 1695 году епископом Палестинской Андрузской епархии Арсением - в этом ларце хранились мощи святых. В музейное собрание Оружейной палаты шкатулка была передана из Патриаршей ризницы в 1920 году.
Во время реставрации шкатулки важно было не перейти черту, за которой реставрационные восполнения становятся фантазией реставратора. Именно поэтому экспертный совет, на который собрались реставраторы и музейщики, приняли решение не трогать декор верхней композиции. А вот обрамление ее - отделку из перламутра - восстановили в соответствии с сохранившимися фрагментами.