Глаза мои глядят на море
Взбаламутил сознание морской круиз, в который почти полсотни туристов отправились в середине июля из Владивостока по экзотическим местам восточного побережья Приморья, далее на остров Монерон и в сахалинский порт Корсаков.
Некогда обратный путь из Корсакова во Владивосток я прошла на судне, не туристическом, пассажирском. Почти двое суток в пути были чудесным отдыхом, бездельным и полным тупого созерцания моря и солнца. В том же морском туре, что недавно взял старт из Владивостока, путешественники были заняты делом вроде "рыбалки и ныряния за морскими деликатесами". Самая дешевая путевка - чуть более 280 тысяч рублей (пять с половиной моих месячных зарплат) на пять дней. Могу себе позволить! Правда, это за койку в двухместной каюте. Правда, душ и туалет на палубе. Есть и каюта "Люкс" (с санузлом): 410,5 тысячи рублей - двухместное размещение, более 821 тысячи - одноместное.
Скупость информации от пресс-службы правительства Приморья об этом первом за долгие годы морском круизе из столицы края дала понять, что регион тут ни при чем. Это подтвердил и звонок в одну из турфирм Владивостока, где словоохотливая сотрудница простодушно подтвердила: "Да это москвичи мутят".
- Приморье привлекательно и для операторов круизных маршрутов по Дальнему Востоку - как транспортный хаб, и для туристов - как возможность попутно познакомиться с Владивостоком, его историей, архитектурой и культурой. У края высокий потенциал для круизного, прежде всего экспедиционного, туризма. Недалеко от Владивостока расположены природные достопримечательности, которые являются украшением круизных маршрутов, - подтвердил "московскую" версию происхождения морского тура и то, что рассчитан он не на жителей ДФО, глава агентства по туризму Арсений Крепский.
Лайнер серебристый
Если в поисковике задать запрос "морские круизы из Владивостока", появится несколько предложений от компаний, среди которых нет ни одной дальневосточной. Почему? Дальневосточница я давно и знаю, что пассажирского флота - круизных лайнеров - в округе нет. Вот и в этот первый круиз из Владивостока на Сахалин отправилось небольшое экспедиционное судно ледового класса "Академик Шокальский", построенное в 1984 году в Финляндии, а в 1998-м переоборудованное с расчетом на относительно комфортабельное размещение как максимум 48 пассажиров. Его длина - 70 метров, ширина - 13, осадка - 4,5 метра.
И ладно, совсем неплохо, что столичные компании видят перспективы интересных морских туров на юге ДФО. А владивостокская фирма, где признались, что "москвичи мутят", сама продает туры на круиз на "Академике Шокальском". Есть два места на конец сентября. Одно заняла я.
В 2018 году Андрей Тарасенко, бывший тогда и.о. губернатора Приморья, намекал, что у края может появиться собственный круизный лайнер. Власти собирались купить "относительно небольшое судно". Не получилось. Потом появилась версия, что его купит не край, а частный бизнес, и все равно тишина. Но надо отдать должное Тарасенко, он первым в Приморье заговорил о возрождении пассажирского флота и морских круизов.
Летом прошлого года минвостокразвития сообщало о намерении компании "Круизный флот "Русич" запустить в 2022-м туры на Камчатку, Сахалин и Курилы на круизном лайнере. Для этих целей присмотрели современный комфортабельный теплоход вместимостью 198 пассажиров, который доводили до российских стандартов безопасности России в территориальных водах Чили.
- Планируем начать навигацию в мае 2022 года. Продажи откроем в октябре 2021 года, - заявил в августе 2021-го генеральный директор компании Антон Нешатаев.
Но что-то помешало и этим планам.
И ни в чем себе не отказываю
Хотя, возможно, с круизом я поторопилась. Всего 85 тысяч рублей (полторы зарплаты, без авиаперелета) и тоже в сентябре потребуется для поездки на Камчатку. Взойду на вулканы Вачкажец и Мутновский, покупаюсь в Паратунке, а еще обещан двухдневный сплав к месту "где увидите мишек, кушающих рыбку" (вот умеют туроператоры завлекать!). Правда, тур не включает посещение Петропавловска-Камчатского. Длительность всего восемь дней, беру. Нет, беру тур "Край земли - Камчатка" за 108900 рублей. Или лучше "В краю вулканов" за 155600 (три зарплаты)? Как тяжело, когда есть выбор…
А еще еду в Монголию. Надо-то всего 120 тысяч рублей (2,4 зарплаты) на 12 дней, и это уже со стоимостью авиаперелета в Улан-Удэ и трансфером в Улан-Батор. С момента работы на российско-монгольском форуме я неровно дышу к этой стране. Мы очень мало о Монголии знаем. Между тем, по данным ЕБРР, внешний товарооборот этой страны в 2021 году составил 16 миллиардов долларов (рост на 25,1 процента по сравнению с 2020 годом), экспорт - 9,2 миллиарда долларов (рост на 22,1 процента). Монголия поставила задачу к 2024-му привлечь в страну миллион иностранных туристов. Надо помочь соседям. Еду.
А еще "7 чудес Сахалина за 9 дней!" предлагают туристам во Владивостоке за 175 тысяч рублей (3,5 зарплаты) без учета авиабилетов. Бухта Тихая, водопад Клоковский, озеро Буссе, мыс Великан, Чертов и Ведьмин мосты, маяк Анива, мыс Евстафия и останец Лягушка. Хотя и сама на краю света живу, но посмотреть край-край тоже интересно. Тем более сентябрь - время красной икры на Сахалине.
Или все-таки край-край - Курилы?! А туда сколько зарплат надо?
P.S. Как там в начале? Можно же раз в жизни сделать что-то для себя? Без оглядки на финансовые траты. Можно! В мечтах и во сне. Прошу редактора гонорар за материал положить в копилку "На круиз". Не я, так следующее поколение попутешествует.
В 70-е годы прошлого века из Приморья ходили пассажирские суда в круиз "По морям и землям Дальнего Востока". Туристам показывали приморские острова, курильские вулканы, камчатские гейзеры, красивые места острова Сахалин. Стоил тур от 130 до 220 тех рублей на 20 дней, что оказывалось вполне подъемно для советских тружеников.
Самыми известными пассажирскими лайнерами в Дальневосточном морском пароходстве были "актрисы": "Любовь Орлова", "Ольга Садовская", "Ольга Андровская", "Антонина Нежданова". На рубеже 1980-х - 1990-х "актрис" продали. Примерно в это же время сменили владельцев "Русь" и "Михаил Шолохов".
Была еще странная история с теплоходом "Георг Отс", отремонтированным за краевые бюджетные деньги. Потом судно чудным образом взяли в аренду частники и продали его за неплохой гешефт в КНР на гвозди и металлолом.
А "Любовь Орлова" в начале 2000-х буквально сбежала от своего последнего владельца во время буксировки от канадского берега в Доминиканскую республику "для разделки". В шторм лопнули канаты, и судно превратилось в "летучего голландца". В 2013-м его видели в миле от Ирландии, потом у берегов Британии. Где оно сейчас: дрейфует, затонуло ли...