25.07.2022 08:28
Культура

Как быть сильным интеллигентом: режиссер и автор сценария сериала "Люся" рассказали о своем проекте

Текст:  Сусанна Альперина
В онлайн-кинотеатре Premier вышел сериал "Люся" (26 июля появится пятая серия). "РГ" писала о проекте - это первая режиссерская работа в сериальном жанре молодого, но уже хорошо известного, как у нас в стране, так и за рубежом, режиссера Ивана И. Твердовского. Обозреватель "РГ" провела эфир-стрим в своем телеграм-канале, посвященном кино и сериалам (@Alperina) c креативным продюсером и автором сериала Петром Внуковым и режиссером Иваном И. Твердовским.
Читать на сайте RG.RU

Что вам приходило в голову, когда вы работали над сериалом "Люся"? Выберите ответ из четырех предложенных:

А: "Люся - это я!" - фраза из миниатюры Ефима Шифрина.

Б: Фильм "Она".

В: Фильм "Первому игроку приготовиться".

Г: Фильм "Главный герой".

Петр Внуков: Мне нравится "Люся - это я!"

Иван И. Твердовский: Поддержу. Тоже скажу: "Люся - это я!".

Не зря вы вместе работаете - совпадаете. Петр, почему вы пригласили Ивана, как режиссера, работать над этим сериалом?

Петр Внуков: Однажды пришел Иван в компанию Good Story Media с идеей экранизировать книжку про Даню Милохина. Это было неожиданное начало нашего знакомства, но сразу же возникло ощущение какой-то близости и взаимопонимания. Конечно, та история ни к чему не привела, хотя в книге были любопытные "штуки". Ее уже, кстати, кто-то экранизирует. А мы решили отправить Ивану сценарий "Люси", и он отозвался. А дальше у нас очень интересно все завертелось.

Вышел трейлер финала сериала "Видеть" с Джейсоном Момоа

Иван, я читала ваше интервью, где вы рассказывали, что еще после вашего дебютного фильма "Класс коррекции" хотели снять сериал. Какие предложения вы рассматривали и почему в итоге, спустя время, решили остановиться на "Люсе"?

Иван И. Твердовский: Я очень рад, что Петр отправил мне почитать сценарий "Люси", потому что это действительно было очень интересно. Я вначале боялся, что это довольно жанровая история, к которой не очень привык. Но когда мы встретились и начали общаться, то я тоже почувствовал, что мне внутренне комфортно, мы слышим друг друга.

Иван, во всех ваших картинах всегда есть некая боль, связанная с острой социальной проблематикой. Будет ли такое в "Люсе"? Потому что пока что сериал практически ничем подобным не пронзил, если не считать абьюзивных отношений в семье героини Кристины Асмус, которую бьет муж.

Иван И. Твердовский: В "Люсе" много всего на самом деле, и социальная проблематика, в том числе. Если говорить в целом про главного героя, которого играет Данила Козловский, то он, конечно, находится в кризисном моменте своей жизни, который нам, как создателям, было интересно исследовать. Все кризисы - они же все равно возникают из очень сложных точек соприкосновения с той реальностью, в которой мы живем: семья, совершение некоего преступления... Все-все туда накручивается.

А почему у дочки Сени - героя Козловского лучший друг вдруг топор? Мы знаем примеры, когда у героя более близким другом, чем человек, может быть, например, хомяк, бобер, или какая-то мягкая игрушка, а топор - это такое чисто российское видение?

Петр Внуков: В сериале очень много, на мой взгляд, слоев. Они иногда гротескные или жанровые, но по сути это метафора некоторой агрессии внутри системы - в данном случае семьи Сени. Агрессия скрыта но, кстати говоря, проявляется в первой серии, когда происходит убийство. И ребенок, который находится в этом поле, находит такой способ защиты от скрытой агрессии.

Почему в главной роли у вас снимается Данила Козловский? Потому что он рифмуется с фамилией "Твердовский"?

Петр Внуков: Да, именно по этому принципу (смеется).

Иван И. Твердовский: Да, так мы и подбирали актеров. Только на "-ский" - и все (тоже смеется).

Кто придумал для Козловского такой необычный образ? Он - скажем прямо - достаточно мало играет лузеров. А тут появляется в нелепых шортиках, с такой прической.

Петр Внуков: Это Ваня придумал.

Иван И. Твердовский: Это была очень интересная задача для нас для всех - создать такой образ.

Козловский не капризничал на площадке? Все таки - суперзвезда

Иван И. Твердовский: Он никогда не капризничает, он очень интеллигентный артист.

Петр Внуков: Нереально профессиональный.

Фильм российского режиссера о Супермене попал в программу престижного американского фестиваля

Вы смотрели фильм "Текст"? Помните, что говорили про Кристину Асмус после него? Все обсуждали эротическую сцену. Как по мне, в "Люсе" еще более эротическая сцена с танцем получилась.

Петр Внуков: Я не смотрел "Текст", но эротическую сцену оттуда видел. Отличная получилась. И у нас - тоже. Не могу их даже сравнить даже.

Иван, а тяжело было снимать такую, как режиссеру?

Иван И. Твердовский: Мне кажется, что самое простое в съемках вообще любого фильма - это как раз постельные сцены, потому что это - довольно открытые вещи. Когда человек обнажен, он раскрыт и душой, и телом, и очень сложно что-то наиграть.

Что будет делать Ян Цапник, когда он появится в сериале?

Петр Внуков: У него очень классная роль. Просто это будет немножко спойлер, если рассказать. Но, скажем так - это будет самое страшное, что бы вы могли ожидать от своего отца.

Перейдем к критике "Люси". Я после первых двух серий прочитала немало критических отзывов. А вы?

Петр Внуков: Какую-то критику присылали, но не все. Расскажите.

Основная критика сводится к тому, что в сериале медленно развиваются события. Всем уже хочется, чтобы что-то произошло, а ничего еще не происходит. Самая обидная фраза была в одном из обзоров назвали сериал "винегретиком". Думаю, что действительно были завышенные ожидания, именно в связи с именем Ивана И. Твердовского.

Иван И. Твердовский: Это всегда тяжелая штука - отвечать на критику. Ну, правда: критики делают свою работу, мы делаем - свою. Давайте дождемся зрительских отзывов, и потом посмотрим.

Петр, а вы что думаете?

Петр Внуков: Честно говоря, почитал какое-то количество обзоров, и вдруг поймал себя на мысли, что большая часть рецензий пишется для себя и про себя. И там нет, как будто, связи с сериалом или нет исследования. Просто человек выражает свою точку зрения, а у всех же разное восприятие. Понятно, что все, что скажут, будет правдой. Оценивать суждения других людей, не хотелось бы, да и невозможно. При этом есть ощущение, как будто очень много такого, что меня, например, лично очень сильно трогает, от чего мне больно - из сериала не считывается.

В Москве начались съемки комедии о трех боксерах с Маковецким и Лысенковым

Интересно, например, что после премьеры больше парней отреагировало из моего окружения на историю, потому что почувствовать себя уязвимым, не очень сильным человеком, который не идет сразу драться, очень легко в жизни. Но когда люди пишут рецензию, они говорят: "Почему он (Сеня герой Козловского - прим. авт.) не пошел, не дал этим гопникам по башке?". А я сам, например, не хожу драться с гопниками. То есть для меня то, что происходит в начале - это уже вскрывает такой пласт социальной тематики. Например, отношения к мужской силе у нас в стране. Или - какие существуют стереотипы мужского поведения. Я бы слабостью поведение Сени не назвал, потому что герой совершает поступки. Он приходит поговорить, он как бы отстаивает: "Не разговаривайте так со мной". А его бьют по голове. И для меня вопрос - как, сохраняя интеллигентность, человеческое лицо, быть сильным. В том числе и поэтому в этом сериале столько боли.

Петр, я знаю, что для вас "Люся" - очень выношенный проект, в который вы много вложили. И вот вы переживаете, что смыслы, заложенные в нем могут не считываться. Что бы вам хотелось, чтобы считывал зритель.

Петр Внуков: Нет, я не переживаю на этот счет. Мне кажется, я переживал больше всего из-за того, что это настолько сложный и тяжелый эмоционально проект, по крайней мере, для меня , что он может отпугнуть, и зрителям станет так тяжело, что невозможно будет дальше смотреть. Ведь речь идет, по сути, о крахе семьи. И происходит он из-за того, что главный герой - отец и муж - поддается разным соблазнам. Один из них - в виде искусственного интеллекта - ему кажется, что электронная колонка Люся понимает его больше, чем жена и все окружающие. Другой соблазн - в виде красивой и гламурной героини, роль которой исполняет Кристина Асмус. Даже когда Сеня - с женой, то представляет ее. Насколько можно этим соблазнам противостоять, или они приведут к трагедии? Вот вопросы.

ТВ и сериалы