В условиях санкций и политического давления на российские авиакомпании общий объем перевозок снизился, но в последние месяцы заметен их рост, сообщил Путин. Он отметил, что это в том числе связано с решениями по поддержке отрасли и стабилизации стоимости билетов. Президент напомнил, что первоочередные меры поддержки авиаотрасли были приняты еще в марте, в частности, перевозчикам выделили средства компенсацию стоимости билетов. По словам президента, эта сумма составила порядка 100 млрд рублей. "Авиационная отрасль имеет стратегическое значение для страны, стимулирует развитие высокотехнологической промышленности, дает загрузку и рабочие места во всем комплексе смежных производств", - добавил президент, подчеркнув, что авиация особенно востребована в России с ее огромной территорией, и призвал правительство развивать эту сферу, имея в виду интересы отдаленных местностей.
Путин также отметил, что сложившаяся в мире ситуация при всех очевидных сложностях дает российскому авиапрому уникальную возможность для выхода на принципиально новый уровень развития. Ведь России достались хорошие заделы с советских времен. "Школа у нас замечательная", - заметил Путин. Российский лидер напомнил, что правительством уже утверждена программа развития отрасли до 2030 года. Путин отдельно подчеркнул, что перелеты должны быть доступными для граждан. "Когда я говорю об интересах граждан, то, конечно, мы понимаем стоимость отечественных судов, авиационных, понимаем, что и по каким ценам компании-перевозчики должны будут покупать, и нужно, конечно, сделать все для того, чтобы эта стоимость, а она, конечно, на первых этапах будет существенной, чтобы она не перекладывалась на плечи пассажиров", - сказал он.
Другая важная тема, которой президент уделил особое внимание в ходе совещания - производство неона, который используется в микроэлектронике для смартфонов, автомобилей и другой техники. Сейчас у России 30 процентов мировых запасов сырья и при этом всего лишь один процент в международных поставках этого газа на мировые рынки. Путин поинтересовался у вице-премьера, главы минпромторга Дениса Мантурова, как идет работа на этом направлении. Вице-премьер рассказал, что РФ запустила новое производство неона на базе МГТУ им. Баумана. К концу 2022 года оно сможет вырабатывать порядка 70 тысяч кубометров неона в год, что соответствует примерно 10% глобального рынка. "А в следующем году нарастим производство до 180 тысяч кубометров, и мы сможем обеспечить практически четверть мировых потребностей", - заявил Мантуров.
В производстве полупроводников также используются криптон и ксенон. У России 16 процентов сырья для их выработки. Около половины его тоже отправляли за рубеж, а загрузка российских производителей чистых криптона и ксенона не превышала 30%, сказал вице-премьер. "Теперь мы будем все перерабатывать внутри страны, используя ограничения на вывоз сырья и самих инертных газов, а на внешние рынки будем поставлять только конечную продукцию после рассмотрения соответствующей просьбы от наших зарубежных партнеров. Поэтому мы ждем от них заявок", - подчеркнул Мантуров. Путин поинтересовался, сколько Россия в ближайшее время сможет занять процентов от мирового рынка неона. "По неону до конца года 10%, до конца следующего 25%. По ксенону и криптону примерно около 30%", - ответил Мантуров.
На совещании также подробно обсуждалась борьба с онкозаболеваниями в России. Путин положительно оценил усилия властей по оказанию помощи в этой сфере. "У нас достаточно серьезные ресурсы выделены на эти цели, все эти цели реализуются, мы идем по этому пути", - сказал Путин. "Всего их 960 млрд руб. на 2019-2024 годы", - отметил президент. В своем докладе министр здравоохранения Михаил Мурашко рассказал, что за два года в России появилось дополнительно 135 отечественных лекарств для онкобольных. Мурашко также отметил, что показатель смертности от онкозаболеваний в РФ за три года снизился на 4,5%. Еще одна хорошая новость - на 5,5% выросла пятилетняя выживаемость у пациентов с раковыми заболеваниями, повысилось качество диагностики. В целом на сегодняшний день ежегодно выявляется порядка 600 тысяч новых заболевших и порядка 4 млн граждан стоят на диспансерном учете. По словам министра, потребность в кадрах в первичном звене онкологической службы РФ сохраняется. Путин поинтересовался у Мурашко о числе онкологов, которых не хватает в поликлиническом звене. "В общей сложности потребность сократилась на 500 человек, потребность составляет еще порядка 1300 по всей стране", - сказал Мурашко. Президент также спросил о судьбе законопроекта об онлайн-торговле рецептурными препаратами. Мурашко сообщил, что правительство России на заседании в четверг рассмотрит этот законопроект.
Глава минприроды Александр Козлов рассказал о ситуации с животными, которые были включены в Красную книгу России. "Из новой Красной книги, которую мы обновили впервые за 20 лет в конце прошлого года, исключили 122 вида, подвида, популяции. Но включили 158 новых. Всего сейчас в книге - 443 зверей и птиц, которым требуется охрана", - сообщил он. Среди успехов Козлов отметил рост численности амурских тигров в России. Министр также обратился к президенту с просьбой помочь с ввозом леопардов из-за границы, для ускоренного восстановления их популяции на Кавказе. "Сейчас в горах Кавказа точно живет 9 леопардов. Наша цель - 50 особей. Чтобы ее достичь, необходимо выпускать больше животных, по пять-шесть в год. Для этого нужны родители. Их можно взять из дикой природы Ирана и Туркменистана. Но это, безусловно, высокий уровень договоренностей, поэтому просим вашей поддержки, Владимир Владимирович", - отметил он.
С министром культуры Ольгой Любимовой президент обсудил поддержку цирков. "Сейчас "Дю Солей", как вы сказали, прекратил существование. Нам, возможно, какие-то новые формы - вот организаторы циркового искусства предлагают всякие варианты. Вы с ними пообщайтесь еще, пожалуйста, ладно?" - обратился президент к Любимовой. Министр ответила, что новые формы обязательно будут предложены. Любимова также сообщила, что ее ведомство завершило работу по возвращению в Россию экспонатов государственного музейного фонда после выставок за рубежом. Теперь часть возвращенных экспонатов представлена российской публике на таких выставках, как "Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых" в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина и "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина" в Государственном Эрмитаже.
Путин также поручил главе МЧС Александру Куренкову "сегодня-завтра" представить доклад о ситуации с пожарами на Дальнем Востоке.
Сейчас у России нет проблем с обеспечением внутренних авиаперелетов. Из имеющихся в распоряжении российских авиакомпаний более чем 1200 воздушных судов за границу могут летать только чуть более 200 самолетов, говорит председатель совета директоров холдинга "Випсервис" Дмитрий Горин. Остальные воздушные суда эксплуатируются внутри страны, поэтому провозных мощностей на внутренних авиалиниях предостаточно.
При этом использовать воздушные суда иностранного производства внутри страны можно довольно долго. Парк самолетов в России достаточно молодой, потому при должной поддержке его хватит на достаточно продолжительный срок, считает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
С такой оценкой согласен замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук МАИ Даниил Квон. По его словам, у Boeing и Airbus довольно долгий срок эксплуатации. При этом крупными авиакомпаниями, например, "Аэрофлотом", был закуплен достаточно большой парк самолетов, в частности для "Победы". Кроме того, есть возможность закупки запчастей через третьи страны, например, Казахстан, Узбекистан, Китай.
Сложнее ситуация с обеспечением международного авиасообщения. Как рассказывал в ходе заседания расширенной коллегии 1 июля глава минтранса Виталий Савельев, удалось создать группировку воздушных судов, которые могут летать за рубеж без риска ареста и задержания.
В минтрансе пояснили, что эта группировка воздушных судов сейчас состоит из 206 самолетов. В основном это воздушные суда отечественного производства, прежде всего "Суперджет". Но это среднемагистральные самолеты, а новых дальнемагистральных лайнеров у России нет. Имеющиеся Ил-96 сейчас уже старые, собственной дальнемагистральной авиации у России нет и зарубежных самолетов также немного, говорит Квон.
Российские авиакомпании в сложившихся условиях смогут выполнять зарубежные рейсы на отечественных самолетах. Но и с этим тоже есть сложности. Основная - отсутствие собственных авиадвигателей, сертифицированных за рубежом. Потому и "Суперджеты-100" изначально задумывались как самолеты с зарубежными двигателями, чтобы можно было быстро вывести самолет на мировой рынок. При создании двигателя половина всего времени уходит именно на сертификацию, говорит Квон. В современной геополитической ситуации сертифицировать двигатель за рубежом стало еще сложнее.
Так что для того, чтобы полететь даже на российском самолете за рубеж, придется либо сертифицировать двигатель, либо ставить зарубежные сертифицированные двигатели.
Подготовил Евгений Гайва