Наиболее активно прощаются с российским рынком европейские и американские марки машин. Изменений по дилерам, занимающимся продажей российских автомобилей, нет. Однако при этом увеличивается количество контрактов, заключенных с китайскими брендами. Лидером стал EXEED, у которого за три месяца появилось 13 новых дилеров. У FAW дилерская сеть выросла на девять автоцентров, у Chery - на семь, у Geely - на пять. По два новых дилера появилось у Haval и JAC.
Несмотря на то что китайские компании активно занимают наш авторынок, они не спешат открывать свои производства в России. Объяснить это можно нестабильностью мирового рынка: китайские продавцы ждут, когда картина прояснится.
"Неизвестно, будут ли применять США вторичные санкции к странам, не поддержавшим эмбарго на ввоз подсанкционных товаров в РФ, особенно это важно в отношении Китая, имеющего крупный товарооборот с Америкой. Кроме того, неясна ситуация с курсом рубля и ценовой моделью на рынке; есть проблемы с логистикой и транспортировкой станков, оборудования, запчастей в Россию", - рассказывает гендиректор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич. Исключением является китайский завод Haval в Тульской области, который наращивает производство и, по прогнозам, может произвести в течение года от 50 до 80 тысяч авто, что сопоставимо с продажами в России Nissan и Volkswagen за 2021 год.
Для того чтобы локализовать производство в России, нужно время, и в таких условиях импорт автомобилей остается единственной альтернативой, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс" Артем Тузов.
В выигрышном положении сегодня оказываются импортеры китайских брендов, которые продолжают поставки. Доля автомобилей из Китая на российском рынке составляет 13%, работают 723 дилера, продающих китайские автомобили. У них большой потенциал, но в долгосрочной перспективе лидерство может обеспечить только локализация производства, говорит генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский. В будущем не исключено появление дилерских центров менее известных китайских брендов.
Участники рынка ожидают, что автодилеры продолжат покидать российских рынок. Их число в России может сократиться к концу года на 15-20%, предполагает Терлюкевич. По его словам, главным образом удар придется по региональным дилерам, в портфеле которых всего по две-четыре марки, попавшие под санкции. Рентабельность бизнеса существенно упала, а расходы на аренду и персонал остались теми же. Пережить временный спад продаж смогут те, у кого есть подушка финансовой безопасности и бренды, не попавшие под санкции.