В июне в Орле впервые прошел благотворительный забег "По берегу", техническую организацию которого вы обеспечивали. Для города это стало событием, поскольку культура здорового образа жизни и благотворительности в таком разрезе в Орле не была представлена ранее. Либо соревнования спортсменов где-то в лесопарке или на стадионе, либо одиночки-любители. И отдельно - сбор средств на добрые дела. Насколько технически сложно было провести в Орле такое мероприятие?
Михаил Громов: Проводить мероприятия всегда сложно, особенно на новой площадке. Очень много зависит от органов исполнительной власти, так как именно они согласовывают и дают разрешения на проведение. Центральные площадки - это визитная карточка города, поэтому все должно быть на высшем уровне и к организатору предъявляются повышенные требования и с точки зрения безопасности и с точки зрения оформления мероприятия. Однако в Орле звезды сложились удачно. У социального кластера появилась идея благотворительного мероприятия - нужно было собрать средства на детскую площадку для ребят с особенностями развития, а у нашей команды всегда есть желание проводить хорошие спортивные мероприятия, мы верим, что с помощью забегов можно менять жизнь людей к лучшему. Идею поддержали в администрации, в мою команду поверили и дали зеленый свет. Нам очень хотелось провести мероприятие на мировом уровне.
На мировом?..
Михаил Громов: Безусловно. У нас очень большой опыт, до пандемии мы проводили около 40 мероприятий в год, это соревнования по бегу, лыжным гонкам, триатлону... Для организации соревнования на высоком уровне недостаточно нажать на кнопку секундомера. Необходимо построить стартовый городок, раздевалки, поставить туалеты, разработать маршрут, подготовить трассу, выставить пункты питания, оформить все баннерами. Ощущение праздника создают и профессиональные комментаторы, а результаты появляются онлайн с помощью современной системы электронного хронометража. Мы изготавливаем медали финишеров, каждый участник на финише ее получает. Самый сложный и массовый забег, который мы организуем - это "Бегущие сердца" в Москве. До пандемии там участвовало до 12000 человек. Причем все это проходит в центре столицы на Васильевском спуске, в нем участвуют звезды спорта, известные актеры, руководители крупных организаций, правительственные чиновники и другие высокопоставленные лица. Когда мы начинали в 2010 году, в России в основном бегали спортсмены. Массовость и популярность циклических видов спорта, которая существовала в советское время, была утрачена. Можно сказать, что наша команда начала популяризировать массовый спорт заново.
Большинство бегунов все-таки не переходят в категорию авторов проектов. Как вы пришли к идее не просто бегать для себя, а организовывать забеги?
Михаил Громов: Я пришел в бег в 27 лет, увлекся, почувствовал на себе не только положительное влияние спорта как такового, но и перемены в образе жизни. Стал ездить на забеги по стране, неоднократно бывал и за рубежом на таких мероприятиях, смотрел, как это организуется. В какой-то момент понял, что меня лично очень сильно задевает тиражируемая мысль о том, что русские ничего не умеют. Вот там - на Западе - могут все. А с нас, мол, что взять. Из желания доказать, что мы можем делать свои спортивные события высокого качества, и родилась идея провести забег, используя слоты. То есть, собрать взносы за участие - и на эти средства все организовать. В итоге мы вдвоем с другом в 2010 году провели в Москве первые старты "Осенний гром" и "Весенний гром". Это был первый в стране массовый забег, который реализовался на энтузиазме, участниками бегового сообщества, без всякой финансовой поддержки сверху. Отклик людей был невероятный. Мы постарались сделать все, чтобы участникам запомнился уровень организации: ввели электронное судейство, первыми стали принимать оплату по карте. И в следующие три года были в лидерах по числу финишеров в России - как в каждом отдельном соревновании, так и по годовой совокупности. Постепенно прибавились велогонки, триатлон, плавание плюс бег. Мы стали жить организацией стартов разного масштаба, и у нас появился собственный бренд.
Это стало бизнесом?
Михаил Громов: Я бы так не сказал. Бизнес - это когда есть цель занять рынок: планируешь рост, масштабируешься, просчитываешь перспективы. А в организации забегов, заплывов, триатлона, велопробегов мы всегда зависим от городских властей. Никогда нет гарантии, что запланированное тобой событие произойдет. Любое изменение ситуации - и органы исполнительной власти могут не дать добро. Объективно говоря, массовые мероприятия - хлопотное дело для городских властей. Забег требует внимания, проработки, а еще часто приходят жалобы от населения, что во время массовых стартов перекрываются дороги. В последние два года еще и из-за ковида крупные мероприятия отменялись за несколько дней до старта. И так далее. Но зато из увлечения "событийкой" вырос наш швейный бизнес - мы создали производство специализированной спортивной одежды в Орле. Наш бренд сегодня уважают и спортивные федерации, и отдельные спортсмены. Например, последний чемпионат России по велоспорту выиграл парень в нашей форме.
Возможно ли импортозамещение в сфере спортивных мероприятий?
Михаил Громов: Здесь главное - формировать культуру здорового и активного образа жизни. Отсюда должна вырасти потребность заниматься спортом регулярно и достигать каких-то результатов. Следующий шаг - участие в массовых спортивных мероприятиях. Но это долгий путь, требующий вложений и правильной политики со стороны местных властей. Здоровье и долголетие должны стать значимой ценностью в общественном сознании, тогда все сложится. Пока же мы в начале пути.
Забеги собирают тысячи участников - в Орле, где никогда такого не делалось ранее, участвовало около двух тысяч бегунов разного возраста. Можно ли предположить, что такое мероприятие, если будет проводиться регулярно, станет туристической изюминкой региона?
Михаил Громов: Если говорить о лучших практиках, то однозначно - такие события привлекают туристов. Хорошо организованные забеги - это праздник, который собирает не только бегунов, но и болельщиков, зрителей, работают точки питания, площадки развлечений, продажи сувениров. Можно совмещать бег и рок-музыку, например. На Западе это широко используется туристической отраслью. Есть заезды или забеги, которым по сотне лет - конечно, это бренды территорий. Люди едут на такие события со всех концов света и тратят деньги на проживание, транспорт, питание - все это идет в бюджет проводящего забег города или региона. Мы давно вносим свой вклад в импортозамещение массовых спортивных мероприятий. Для людей, увлекающихся бегом, велосипедом, лыжами массовые старты становятся целью тренировок. Даже для тех, кто никогда раньше не бегал, благотворительный забег или просто профессионально организованный старт, проходящий в родном городе, может стать мотивацией, чтобы заниматься спортом. Я знаю людей и целые команды, которые ездят по стране, участвуют в разных соревнованиях, заодно путешествуют, смотрят города России. Орел обладает хорошим туристическим потенциалом - красивый старинный центр города, много зелени, стрелка Оки и Орлика, красивая брусчатая улица Ленина. Есть все для того, чтобы делать забеги регулярно. Дело, конечно, за поддержкой властей. Это должно быть кому-то нужно, чтобы создавать точки притяжения как для орловцев, так и для гостей области.