Вечный вопрос
О том, что регион нуждается в инфраструктуре гостеприимства, говорят давно. Да только выезжая прогуляться по усадьбе великого поэта Афанасия Фета, побывать в его доме-музее в деревне Воробьевка, важно захватить с собой термос чая и хотя бы баранки. Если там не проводится какое-либо мероприятие, то найти угощение будет сложно. Кто-то скажет: "Но ведь на этом можно заработать!" А предприниматель, набивший шишек, добавит: "Если для этого будет поток туристов".
Курский губернатор Роман Старовойт, принявший ряд решений для развития этой отрасли экономики, считает, что сейчас риторику в этой сфере можно сравнить с древним спором о том, что появилось раньше - курица или яйцо. Предприниматели говорят: нам важно, чтобы власти заинтересовали гостей и те стремились в регион, а чиновники задают вопросы бизнесу: "А где туристов достойно разметить? Где накормить?"
- В Курске нет хороших гостиниц, - отмечает глава региона. - У нас много достопримечательностей, которые могут заинтересовать туристов. Но как предложить меню, как обновить номерной фонд в отелях - эти вопросы требуют ответов. Нам нужно понимать, что уровень заработной платы в Воронеже или Белгороде выше, чем в Курской области, и стремиться, чтобы жители этих соседних регионов проводили здесь выходные.
Туроператоры поспешили заметить, что если в прошлые два года барьером для развития туризма оставались ограничения по коронавирусу, то теперь - новые стереотипы. Курская область - регион приграничный, и многие попросту не представляют, можно ли сюда приезжать вообще. Однако это, как отметили федеральные эксперты, не должно мешать отрасли совершенствоваться. Заместитель председателя комитета по туризму "Деловой России" Леонид Гункевич обратил внимание на то, что зачастую в регионах стараются сделать основой туризма достопримечательности, знаковые, памятные места, однако забывают о возможностях для экотуризма, о так называемых "морезаменителях" и прочих возможностях. По его словам те же национальные и природные парки могут стать точками притяжения гостей, важно лишь грамотно выстроить курортные зоны рядом.
Ответы на финансовые вопросы, назревшие во время речи представителя "Деловой России", попытался дать представитель корпорации Туризм.рф Михаил Вагайцев. Он согласился с тем, что туризм - не самый экономически выгодный бизнес не только в России, но и в мировой практике в целом.
- Тем не менее, он всегда стабилен, хоть и зачастую является той самой любимой игрушкой, которую предприниматели создают в дополнение к другому бизнесу, - отметил он.
Сама корпорация, по словам эксперта, заботится больше не о методологии развития сферы гостеприимства, а о финансовой его составляющей. Так, структура готова входить в уставной капитал строящихся курортных объектов на 49 процентов максимум, тем самым помогая с финансированием дорогостоящих отелей, ресторанов и прочей инфраструктуры.
В прошлом году в качестве вот такого младшего инвестора мы реализовали 50 проектов, добавил он. - Потом нашу долю можно выкупить.
Что прячется в деталях
Эксперт перечислил еще ряд мер, которые облегчат вложения в туристическую инфраструктуру, и курские предприниматели, комментируя выступление, признали: все это, конечно, весьма привлекательные варианты, да только масштаб не тот.
Вопросы представителей курского бизнес-сообщества только подтвердили этот тезис. Здесь камнем преткновения даже для рутинной работы туристического бизнеса становится зачастую или локальная дорожная проблема, или непонимание с местными властями на уровне сельского совета, или банальная несогласованность действий популярных музеев и туристических фирм.
Яркий пример - парк Новая Боевка. Помимо волейбольной площадки, теннисного корта, парка профессий и познавательной части для особенных детей, здесь работают и гостиница, и немалое количество заведений общепита. Да только такая популярность у туристов - а тот же отель,по словам предпринимателей, занят на выходные на месяц вперед - стала поводом для скандала.
По одной и той же дороге ездят и гости парка, и местные жители. Трафик в некогда спокойной части Курска стал таким, что коренные куряне спокойно по улице пройти не могут: машина за машиной. С парковкой тоже проблемы - ее банально не хватает всем желающим.
Роман Старовойт отметил, что решением проблемы уже занимаются: часть улицы закроют для сквозного движения, а под новую парковку выкупают территорию рядом с парком.
Впрочем, дорожные сложности испытывает и знаменитый фермер, который удивляет курян арбузами экзотических цветов. Алексей Маркин отметил: он бы рад принимать гостей у себя - тем более, что они едут в сезон сбора гигантских ягод сплошным потоком.
- Да только ведут к нам два километра убитой бетонки. Надо бы отремонтировать, - попросил он чиновников.
- У вас много гостей? - спросил Роман Старовойт.
- А вы сами приезжайте, увидите, но, предупреждаю - можете и в пробке постоять, - ответил предприниматель.
Он же поднял и проблему господдержки: гранты на развитие агротуризма, условия для получения которых фермеры изучают с карандашом в руках, стараются выполнить все условия, не могут быть выданы всем желающим. Когда уверенный в собственных силах предприниматель приходит к чиновникам со своим проектом, зачастую он слышит: у нас средства по этой программе получит вон тот и вон тот. Замглавы региона Сергей Стародубцев пояснил: действительно, конкурс очень большой.
Палки в колеса
Пока одни решают вопросы с дорогами и деньгами, другие никак не могут разораться с земельными сложностями. Предприниматель Игорь Колокольчиков рассказал свою историю: захотел построить загородный отель, пришел в сельсовет, а там - никакой реакции. Делиться конкретикой по проекту на совещании он не захотел, не назвал даже муниципалитет, где ему приглянулась земля для отеля. Глава региона, в свою очередь, предложил рассмотреть вариант строительства в будущем этно-комплексе рядом с деревянной мельницей в селе Красниково. К слову, этнодеревня там возводится за счет бюджетных средств - предприниматели такую инициативу прибыльной не посчитали.
- Гостиница там очень нужна, - продолжил Роман Старовойт. - Получается, что я туда вожу "Гинзу", "Азимут" и черта в ступе, а вы хотите построить отель, но у вас с землей проблемы?
Такая несогласованность - явление очень распространенное. Туристические операторы сравнили участников отрасли с лебедем, раком и щукой из известной басни Крылова. Пока турфирмы стараются сформировать экскурсионную программу на основе одного фестиваля, какой-нибудь музей вдруг за неделю может объявить у себя другое масштабное мероприятие.
- И как я могу собрать группу? Почему мы получаем информацию о том, что у нас происходит, так поздно? Можно же делать это заранее, это будет гораздо эффективнее, - заметил глава туроператора "Спутник" Владимир Конев.
Он же поднял проблему черных турфирм, которые до сих пор процветают в регионе. Бороться с ними практически нереально.
- Зато стоит мне озвучить эту проблему - из налоговой приходит требование об отчетности за то время, когда моей компании еще и не существовало. Совпадение? - задал он вопрос.
О незначительных - на первый взгляд - сложностях, говорили и представители общепита, и управляющие гостиниц. Проект гастрономической карты с включением в меню ресторана традиционных курских блюд работает так, как задумано, мало где. Представители комплекса "Белая акация" возразили в ответ на упреки о том, что гастрокарта попросту не прижилась. Туроператоры отметили: да, в этом гостиничном комплексе курские блюда заказать можно. Да только этого мало...
Отдельная проблема - экскурсии по самому Курску: их нет, да и вести их некому. И какая из этих проблем первична - сказать сложно. Ясно одно: решением всех перечисленных вопросов уже начали заниматься. Курирующий туризм замглавы региона Виктор Карамышев заявил даже о скором появлении сувенирных курских конфет: не хуже, чем в соседних Белгороде или Воронеже, откуда сладости традиционно везут в подарок.
Проблематика туристической сферы стала поводом для обсуждения и в Белгородской области. На оперативном совещании глава региона Вячеслав Гладков возмутился докладом замминистра культуры региона Светланы Горбатовской в части, касающейся посещения туристами просветительского центра "Город-крепость "Яблонов". Построенный за десятки километров от Белгорода в виде бревенчатой крепости, центр предлагает познавательную программу о временах, когда здесь располагалась засечная черта, а стрельцы оберегали юг страны от набегов. По словам Светланы Горбатовской, популярность этого объекта растет: в первом полугодии число посетителей выросло более чем на 11 тысяч человек, по сравнению с таким же периодом прошлого года. В просветительском центре за это время провели более 2,2 тысячи мероприятий. Однако, как посчитал Вячеслав Гладков, это ничтожно мало.
- На каждом мероприятии, которое вы провели в этом году, у вас было по пять человек, - отметил он.
- Мы не можем разделить 11 тысяч человек на две тысячи мероприятий, - возразила чиновница.
- А я делю, - продолжил глава региона и отметил, что только на прошедшем гриль-фесте в пригороде Белгорода побывало 15 тысяч человек. - Сколько не проезжал мимо крепости, людей там нет.
В результате заниматься популяризацией крепости "Город Яблонов" будет другая структура в правительстве. Однако, как поспешили заметить комментаторы в социальных сетях, чтобы сделать просветительский центр таким же посещаемым как фестиваль шашлыка, постараться нужно будет не одному министерству. Общественный транспорт туда не ходит, в шаговой доступности нет ни гостиницы, ни семейного кафе, а значит, туристам без машины даже планировать такую поездку не стоит. К тому же, программа просветительского центра - это не массовая гастрономическая акция с бесплатным шашлыком.