27.07.2022 18:46
Власть

Депутат Госдумы Николай Валуев ответил на вопросы "РГ" о расширении программы туристического кешбэка и решении проблем с бездомными животными

Текст:  Светлана Задера
Российская газета - Столичный выпуск: №165 (8813)
В России могут ввести кешбэк для экологического туризма, а также для туристических групп. Об эксперименте по созданию особых туристических зон с госконтролем, развитии туризма в Арктике, а также строительстве приютов для бездомных собак в интервью "Российской газете" рассказал депутат Госдумы Николай Валуев.
Николай Валуев: Когда отели моментально повышают цены, это уже не бизнес, это сговор. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В этом году особо охраняемые природные территории посетили 10,6 млн человек. Какие основные проблемы вы видите в этом направлении? Что получится сделать до конца года?

Николай Валуев: Надо урегулировать вопрос в части глэмпингов и земель рядом с ООПТ (особо охраняемыми природными территориями. - "РГ"), которые могли бы быть использованы для туристической инфраструктуры.

Есть радикальные предложения. Бизнес приходит и говорит: "Дайте нам землю на ООПТ, мы там такого настроим". Я ярый противник такого подхода к вопросу. Особенно когда под видом туристического кластера делаются истории для избранных людей. Смотришь - стоят дома там, где должны быть отели. Оказывается, это такой апарт-отель. И нам рассказывают, что туризм развивается, просто одни люди арендуют дома на пять лет вперед. ООПТ получает деньги…

Для развития экологического туризма нужен свой портал, который сделает бронирование поездки более удобным. Кстати, кешбэк. Будем прорабатывать вопрос, чтобы и для экологического туризма был отдельный вид кешбэка, а также обсуждаем субсидирование поездок для групп туристов. Пока принято решение о введении кешбэка для групп с составом от 20 человек. Также поступило предложение уменьшить состав для групп для Дальнего Востока - от 10 человек.

Эксперты сошлись во мнении о том, что будущее внутреннего туризма в России за самобытной кухней регионов

На Дальнем Востоке введут повышенный кешбек для туристов. Как вы считаете, что необходимо сделать еще для развития туризма в ДФО?

Николай Валуев: Как только появился кешбэк, ровно на эту же сумму и подорожал ценник на гостиницы. Тут у ФАС работы невпроворот. В виде эксперимента надо организовывать особые туристические зоны, где государство сможет напрямую регулировать цены.

Я понимаю, что рынок не любит, когда государство вмешивается. Но когда отели моментально повышают цены, тем самым обесценивая работу по повышению доступности внутреннего туризма, то это уже не бизнес, это сговор.

Бронировать поездки в рамкахэкологического туризма станетнамного удобнее. / РИА Новости

Стоит ли увеличивать кешбэк для туров в арктические регионы?

Николай Валуев: Там туристов-то почти нет. В первую очередь из-за суровых погодных условий, крайне высоких цен на перелеты и проживание из-за низкого предложения, несмотря на довольно высокий спрос. Конечно, отели там должны быть, но пока в Арктической зоне вы их почти не найдете. Там нет инфраструктуры, мы просто говорим сейчас о совершенно невидимых вещах. Конечно, эта зона остро нуждается в увеличении кешбэка, в развитии туризма и сопутствующей инфраструктуры.

Спрос на арктический туризм высокий, но предложение пока за ним явно не успевает. / Сергей Михеев

Вы вместе со Светланой Бессараб и Владимиром Плотниковым внесли на рассмотрение в Госдуму проект закона о запрете вылова китов, дельфинов и морских свиней в учебных и культурно-просветительских целях. Какова его судьба сейчас?

Николай Валуев: Лежит "под сукном". В такой трактовке законопроект может привести к исчезновению дельфинариев. Законопроект исключает возможность добычи морских животных, соответственно, и дельфинарии канут в небытие.

Но терапия с помощью этих животных приносит определенные плоды. Мы обсуждали с представителями отрасли, что пусть бы оставались такие дельфинарии, как в Приморье, где у них есть возможность плодиться. Но в будущем им будет необходим приток свежей крови, чтобы не началась мутация. Без добычи этого нельзя будет сделать. И с полным запретом мы эту проблему решить не сможем.

В России недавно принят закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) при строительстве приютов для безнадзорных животных. Поможет ли эта мера полностью решить проблему с бездомными собаками?

Николай Валуев: Эта мера может привлечь средства инвесторов в систему ухода за безнадзорными животными. И этот бизнес может быть прибыльным, потому что государство платит деньги за каждую собаку. Но сегодня сам факт действия 498-го закона ("Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), предполагающий возврат животных в среду обитания, не решает главные проблемы: распространение болезней, исчезновение представителей дикой природы, потому что собаки все пожирают, от лягушек до оленей. И одна из самых страшных проблем - нападение на людей.

В Ижевске волонтеры потребовали от властей построить приют для животных

Мы сегодня напринимали усиление ответственности в КоАп (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - "РГ"), уголовной ответственности для сокращения правонарушений, связанных с жестоким обращением с животными, с самовыгулом и нападением на людей собак, у которых есть хозяева. Только животные остались полностью обезличенными. Любой владелец может сказать: "Это не моя собака…" Обратное очень сложно будет доказывать. У нас обязательная регистрация сельскохозяйственных животных есть, а домашних - нет.

Необходимо постепенно вводить обязательную регистрацию домашних животных

Какое вы здесь видите решение? Отстреливать?

Николай Валуев: Забудьте слово "отстреливать", оставьте его для радикальных зоозащитников. Даже во времена СССР никого никто не отстреливал. Животное всегда усыпляли гуманным способом. Когда есть необходимость поймать безнадзорную дикую собаку, в нее стреляют дротиком со снотворным или обездвиживающим лекарством.

Строительство приютов и полное там дожитие животных проблему не решит. У людей нет безумного желания разобрать всех бездомных кошек и собак. Никто не спешит массово забирать этих полудиких и диких животных. А иногда такие случаи плачевно заканчиваются для новых хозяев и их детей.

Самовыгул домашних животных могут запретить в ряде регионов

Нельзя забывать, что траты на месячное содержание собаки сопоставимы с минимальной пенсией, а где-то и в разы больше, особенно в городах-миллионниках. Где мы возьмем такое количество денег? Если бы люди об этом узнали, что бы они сказали насчет всех гуманных и негуманных средств по уменьшению численности животных?

Запад и Турция уже давно отказались от ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат. - "РГ"). Там бездомное животное пройдет за счет государства процедуру стерилизации, вакцинации и лечения. Если оно не найдет владельца или приют не возьмет его на дожитие, его гуманно усыпляют. Вы не увидите на улицах бродячих животных ни в одном европейском городе.

Я вам больше скажу, там существует обязательная регистрация всех домашних животных. У них в основном регистрируют кошек и собак. Там жесточайшие штрафы за жестокое отношение и за ненадлежащий уход. Все эти три вещи в России не урегулированы.

В нашем же случае только ответственные хозяева регистрируют своих питомцев, и, как правило, это породистые животные. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что люди хотят завести себе породистое животное с родословной. Поэтому заводчики тоже заинтересованы в том, чтобы их кошки или собаки были зарегистрированы. С этими целями создаются клубы, ассоциации, проводятся соревнования и выставки. Чего не скажешь о беспородных питомцах, которые массово проживают у россиян дома. Именно этих животных и не принято регистрировать. И далеко не всегда их хозяева в курсе того, что они должны ежегодно проходить медицинское освидетельствование у ветеринаров.

Животных из брошенного зоопарка в подмосковной деревне отправляют в питомник

Ответственность мы повышаем, денег у государства просим. На что мы просим? На собачьи города? Я настаивал посчитать бездомных животных в России, а также животных с хозяевами. Эту работу надо сделать, так как только при подсчете бродячих животных будет ясна итоговая сумма, необходимая для создания приютов с учетом пожизненного содержания каждой собаки, обеспечения кормом и медицинским уходом. Во сколько все это встанет государству? Если бы мы начинали с этого, тогда бы понимали, какими методами надо с ними бороться.

И это только лишь одна сторона необходимости введения обязательной регистрации. Процесс должен быть не единовременным, а постепенным. И тогда бы нашлось достаточно работы для ветеринарных клиник, а это, в свою очередь, новые рабочие места. И конечно, это гарантия того,что нормы, принятые Госдумой, не останутся лишь законами на бумаге.

В России появились новые туристические маршруты по единому билету "поезд+автобус"
Работа власти Туризм Госдума