Потенциальная база для реализации проекта - это первый при вузах Витебской области Ресурсный центр инклюзивного образования. Приказом ректора ВГУ он открыт в марте этого года. Созданный на факультете социальной педагогики и психологии, уже сейчас центр играет особую роль для ребят с инвалидностью, в том числе студентов вуза, их близких и, конечно, педагогов, психологов, социальных работников… Руководитель проекта, кандидат психологических наук, доцент и опытный педагог-дефектолог Светлана Лауткина обращает внимание:
- Задача центра - продвижение идей инклюзивного образования, помощь специализированным учреждениям северного региона. Во многих из них - собственные ресурсные центры. Собрать в ВГУ педагогический состав, который будет курировать их работу, консультировать задействованных специалистов и не только из сферы образования - вот ключевая идея проекта.
Пока что в ВГУ намерены сконцентрироваться на трех категориях людей: с нарушениями зрения, речи и опорно-двигательного аппарата. Только на дневной форме обучения в прошлом году здесь учились 29 человек с инвалидностью, озвучивает цифры собеседница:
- В этом наборе они тоже есть. Необходимо создать для них комфортную образовательную среду. При этом активно вовлекая в дело наших студентов, выпускников с инвалидностью. В осуществлении задуманного мы не остаемся один на один с проблемами. Всегда чувствуем действенную поддержку руководства вуза и наших партнеров. Например, Белорусского товарищества инвалидов по зрению и его предприятия "Элект", с которыми подписаны "дорожная карта" и договор о сотрудничестве.
В ближайших планах - открыть учебный кабинет при ресурсном центре, оснастив его всем необходимым. От 3D-принтеров, печатающих шрифтом Брайля, и азбук для незрячих до тактильных "умных" тростей. Кстати, разработка последних принадлежит тоже ВГУ. В самом вузе безбарьерная среда была тщательно продумана еще до глобального ремонта. Позже все идеи успешно воплотили в жизнь. Светлана Лауткина продолжает:
- Повторюсь, процесс обучения для студентов, имеющих ту или другую форму инвалидности, должен быть максимально удобным. Социальный вектор проекта в перспективе коснется и ребят, которые не выходят из дома, но мечтают о высшем образовании. В этом плане у системы дистанционного обучения, которая применяется в вузе, но пока без инклюзивного подтекста, большой потенциал.
Виртуальные лекции и семинары, зачеты и экзамены - все это вполне применимо. Как и онлайн-консультации людей, работающих в сфере спецобразования, здравоохранения и т.д. Открытие Ресурсного центра инклюзивного образования ВГУ стало возможным благодаря практике, накопленной за десятилетия. Международное сотрудничество тоже одно из знаковых направлений работы. Своим опытом ВГУ делился с университетами-партнерами Воронежа, Великого Новгорода, Ярославля, Московской области, Санкт-Петербурга, Казани…
Долгая дружба связывает витебский вуз и Псковский госуниверситет. Новый совместный проект станет хорошей поддержкой молодых людей с инвалидностью, считает ректор ВГУ имени П.М. Машерова профессор Валентина Богатырева:
- Ресурсный центр факультета социальной педагогики и психологии (рейтинг кафедры психологии, к слову, самый высокий в вузе) вполне может быть достойной площадкой для обучения лиц с инвалидностью. Что такое современный центр для развития? Это сплав человеческого, материального и образовательного капитала. Все это у ВГУ есть. Из плюсов с нашей стороны - наличие самых современных материальных и человеческих ресурсов, серьезный научный подход и опыт работы с детьми и взрослыми с нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата…
В целом же рассматриваем центр как личностную и материальную, информационную и методическую базу, где родители, педагоги и сами дети от мала до велика могли бы найти помощь и поддержку.
Второй год студенты специальности "психология" ВГУ имени П.М. Машерова и Псковского госуниверситета имеют возможность слушать известных лекторов обоих вузов. Этот экспериментальный проект, зарегистрированный в Министерстве образования Беларуси, оказался очень востребованным. Теперь у сотрудничества новые перспективы.