Будто бы сцена из голливудской драмы - 1846 год, пестрая и шумная Феодосия на фоне спокойного голубого моря. Вдруг вдали появляются военные парусные корабли во главе с флагманом "Двенадцать апостолов". Им командовал тогда еще капитан первого ранга Владимир Корнилов. Когда горожане высыпают на берег, корабли начинают палить салютом. Среди зрителей - художник Иван Айвазовский (настоящее имя Ованнес Айвазян), он в тот день отмечал 10-летие своего творчества. И это именно ради него русские корабли пришли из Севастополя в Феодосию.
Этот эпизод, к слову, ставит под сомнение шутку об Айвазовском, который, якобы, никогда не видел море. Вероятно, кто-то когда-то заметил, что в феодосийской мастерской художника окна выходят в противоположную от моря сторону, потому что он не любил, чтоб его что-то отвлекало, и вообще писал по памяти. Но молва, как это часто бывает, раздула факт до мифа.
Айвазовский жил морем, дышал им и провел в море столько, сколько, пожалуй, и некоторым морякам не снилось. Не единожды он "погибал". В 1842 году во время путешествия по Европе и вокруг нее корабль с Айвазовским на борту попал в страшную бурю. Все были уверены, что судно не спаслось - европейские газеты напечатали сенсацию о гибели русского художника (он был тогда уже в фаворе славы). Но море Айвазовского тоже любило. И потому журналистам пришлось вскоре дать опровержение.
Есть мнение, что свой знаменитый "Девятый вал" он написал под впечатлением от этой бури.
Еще в молодости ему присвоили почетное звание "Живописец Главного морского штаба", а так как звания в те времена было принято отрабатывать, то Иван оказался участником многих военно-морских походов. И здесь тоже не раз спасался чудом. Видимо, с морем у него действительно были особые отношения. Об участии в походах Айвазовский всегда рассказывал не без гордости, непременно добавляя: "Все мое вооружение тогда состояло из пистолета и портфеля с бумагою и рисовальными принадлежностями".
Известен поступок, который сделал Айвазовского не только знаменитым художником, но и "настоящим русским", хотя корни у него, как мы знаем, армянские. Во время Крымской войны он прорвался в осажденный Севастополь, работал там не покладая рук, делал наброски и эскизы севастопольской крепости и даже устроил выставку, на которую жители города ходили по несколько раз. "Я хотел поддержать дух моряков и обычных людей", - объяснял художник позже корреспондентам и искренне не понимал, чему они удивляются - разве может художник вести себя по-другому, если родина в опасности.
Журналисты поражались справедливо - Айвазовский к этому времени добился таких высот, что мог спокойно жить в Европе и в ус не дуть. Его картины уже взяты в коллекцию Лувра, никто до этого из русских художников такой чести не удостаивался. Совет Парижской Королевской академии художеств наградил мастера золотой медалью. Личным поклонником Айвазовского успел стать сам Папа Римский. Он как-то увидел картину "Хаос. Сотворение мира" и захотел купить ее для коллекции Ватикана. Иван Константинович отказал, но специально для Папы написал другую картину, абсолютно бесплатно. Гоголь, который захлебывался от восторга перед полотнами мастера, тогда пошутил: "Ты поднял Хаос в Ватикане".
И вот при всей такой славе мысль об эмиграции никогда Айвазовского не посещала. Даже в самые тяжелые для родины времена.
У него всегда было только одно желание - преображать мир. И не только на своих картинах. В родной Феодосии благодаря художнику появился водопровод, был построен археологический музей и картинная галерея, он хлопотал о строительстве железной дороги и закатывал такие городские праздники, что повторить их и сегодня никто не решается. Гостей на них угощали. Абсолютно бесплатно.
Айвазовский, пожалуй, самый красноречивый пример русской поговорки - где родился, там и пригодился.
При всех своих гражданских активностях Айвазовский трудился "как пчела" (его сравнение), успев написать за свою жизнь более 6000 картин. Причем все сам, очередной миф, что художник эксплуатировал учеников, специалисты давно развенчали. Кого если и "эксплуатировал" Иван Константинович, так это друзей из военного флота. В мирное время они стреляли с корабельных пушек ядрами, чтобы художник мог наблюдать, как рикошетом они летят по глади воды. Тоже красивая получилась бы сцена для кино. И символичная - всегда бы пушки стреляли только для красоты.
И чего великий Чехов так иронизировал над художником после того, как побывал в имении Ивана Константиновича под Феодосией. "Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски". Или вот еще наблюдение Антона Павловича о знаменитом маринисте: "В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: "Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?"
Тем не менее писатель все-таки признал художника "натурой, достойной внимания". Уже немало для человека, которому пришлось добиваться места под солнцем в столетие гениев.
Иван Айвазовский дожил до 82 лет, уйдя из мира в самом начале XX века. В котором пушки для художников уже никто не заряжал.
Ретроспектива Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее