Единую биометрическую систему уже разработал Ростелеком по инициативе ЦБ и минцифры. Участие в эксперименте смогут принять совершеннолетние добровольцы, купившие билет на самолет, если они предоставят согласие на обработку персональных данных.
"Провести с 1 октября 2022 года по 1 сентября 2023 года эксперимент по организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации с использованием единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица", - говорится в документе.
Эксперимент пройдет в два этапа: первый этап продлится до 1 декабря 2022 года, второй стартует сразу после его окончания. Среди целей проекта указана проверка взаимодействия информационных систем, ГИС ЕБС и технических средств обработки БПД (больших пользовательских данных), а также проверка их соответствия требованиям безопасности. Также необходимо будет отрегулировать нормативные правовые акты. На втором же этапе ведомство планирует проверить работу этих систем и составить рекомендации для дальнейшего распространения систем в других аэропортах.
В ряде европейских аэропортов для граждан ЕС уже существуют отдельные кабинки для прохода в зону транспортной безопасности без участия сотрудника аэропорта и службы авиационной безопасности, рассказывает руководитель портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. По его словам, это упрощает процесс контроля, сокращает время его прохода, снижает необходимое количество сотрудников, занятых в этих процедурах, а также облегчает поиск потерявшегося пассажира.
"Перед тем как мы проходим в зону транспортной безопасности, при входе туда стоят сотрудники за стойкой и проверяют наши документы. Теперь сотрудников можно будет заменить на биометрические системы", - говорит эксперт.
Все технологии, такие как система идентификации, у нас уже есть, нужно только дать юридическую возможность аэропортам их использовать. Рано или поздно биометрическую идентификацию внедрят во все аэропорты, считает Гусаров. Цель этого эксперимента - не проверить, возможна ли работа таких систем: очевидно, что возможна. Цель - выявить трудные моменты и при необходимости их отрегулировать.