01.08.2022 20:03
Авто

Проект ГОСТа для электросамокатов не выдерживает критики, считают эксперты

Проект ГОСТа для электросамокатов не выдерживает критики, считают эксперты
Текст:  Баршев Владимир
Российская газета - Федеральный выпуск: №168 (8816)
В России разработан ГОСТ для электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности. Несмотря на то, что подобный документ остро необходим, особенно сейчас, когда на дорогах возникает недопонимание, какое транспортное средство считать мопедом, а какое относится к пешеходам, радости у экспертов этот проект не вызвал.
Установить, на чем едет человек - на мопеде или самокате, - сейчас практически невозможно. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Напомним, "Российская газета" уже рассказывала об этом проекте. Согласно документу, максимальная скорость средств индивидуальной мобильности (СИМ) не должна превышать 25 км/ч. Кроме того, способные разогнаться до 25 км/ч СИМ должны быть в обязательном порядке оборудованы фарой спереди и фонарем сзади. Все СИМ требуется комплектовать светоотражателями и маркировкой, которая должна включать название производителя, максимальные скорость и массу, мощность и год выпуска.

Но это, пожалуй, единственные положения стандарта, которые споров не вызывают. Главная претензия к проекту состоит только в том, что он не позволит обеспечить безопасность на дорогах.

Сейчас в Новосибирске разгорается скандал с прокатными электросамокатами. Сотрудники ГИБДД начали на дорогах проверять тех, кто ими управляет, и привлекать к ответственности за вождение без прав. И все бы ничего, если бы эти самокаты действительно соответствовали статусу мопеда. Но прокатчики утверждают, что у их техники ограничена скорость до 25 км/ч, что уже не позволяет отнести ее к мопедам. Да и мощность ниже 250 Ватт.

Однако достоверно установить это пока невозможно. Как рассказал гендиректор испытательной лаборатории Юрий Пархоменко, сейчас в России нет стендов для испытаний электросамокатов. Кроме того, нет даже требований к СИМ и уж тем более - методик проверки. Поэтому бесспорно установить мощность и максимальную скорость этих устройств можно, только войдя в их программное обеспечение. Но это делают только в сервисных центрах. Там могут не только прочитать данные, но и изменить параметры устройств.

Что же касается проекта нового ГОСТа, то он вообще не устанавливает требований, по которым можно отличить самокат от мопеда.

В Самаре для электросамокатов ввели ограничения по скорости в парках и на набережной

То, как сейчас некоторые экспертные центры определяют мощность электросамокатов, попахивает провокацией, считает доктор технических наук, профессор кафедры "Автомобили" МАДИ Виталий Гаевский.

Эти центры устанавливают принадлежность самоката к мопедам по данным из интернета, ориентируясь на аналогичные модели. Какой-либо утвержденной методики для этого в России действительно нет. Нет и соответствующих стендов. Однако методику для их проверки разработал сам Виталий Гаевский и проводит по ним испытания не только электросамокатов, но и моноколес.

На СИМ устанавливается испытательное оборудование. Затем на специально размеченной площадке его разгоняют до определенной скорости, вплоть до максимально возможной. После этого устройство двигается с постоянной скоростью, в этот момент и замеряются параметры. Именно таким способом устанавливают мощность в режиме длительной нагрузки, как прописано в Правилах дорожного движения.

И пока никто у нас, кроме профессора Гаевского, таких испытаний не проводит. К сожалению, пока судебные тяжбы по поводу незаконного привлечения к ответственности за управление электросамокатом без прав - новшество. И в новосибирских судах впервые предстоит изучить протоколы испытаний Виталия Гаевского.

Многие экспертные центры устанавливают принадлежность самоката к мопедам лишь по данным из интернета, ориентируясь на аналогичные модели

Что же касается проекта ГОСТа, то, по словам профессора, он сам направил более 40 замечаний к проекту. Если они не будут учтены, то принятие такого документа только увеличит риск происшествий на дорогах с участием электросамокатчиков. Например, в нем есть такое требование, как возможность дистанционно заблокировать движение такой техники. Очевидно, что это в лучшем случае приведет к травмам.

Надо сказать, что и в Госавтоинспекции этот проект ГОСТа считают несовершенным. Предполагалось, что он создаст предпосылки для сертификации СИМ. Но он даже не позволяет их квалифицировать.

Дороги Новосибирск