- Мы считаем, что состава правонарушения нет. В Новосибирске переполненных школ много, можно в любую заходить и штрафовать, - прокомментировала "РГ" помощник прокурора Октябрьского района Новосибирска Марина Кабакова.
Прокуратура намерена добиваться отмены штрафа и в ближайшее время направит жалобу в кассационную инстанцию в Кузбассе.
Что же произошло? Школа № 76 расположена на одной из главных улиц в городе. В ней учатся в основном дети из активно застраивающихся новых микрорайонов "Марсель" и "Европейский берег", а также окрестных многоэтажек. В итоге при максимально допустимой загрузке в 520 учеников в школе их чуть ли не в три раза больше. При этом отказать в приеме детей в первый класс директор не имеет права - ребята зачислены по месту прописки.
Ситуация не уникальна, а наоборот - типична для крупных городов России.
Но уникален прецедент: за результаты интенсивной точечной застройки ответственность понесла почему-то директор школы.
Кстати, пару лет назад рекордсменом по числу первых классов стала одна из школ в Краснодаре: в ней сформировали 33 (!) параллельных первых класса, получивших литеры от "А" до "Я". А буквально на днях на митинг вышли родители будущих первоклашек другой краснодарской школы: там мест не хватило, и в школу детей не приняли.
Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук считает, что директор школы права. В части 3 статьи 67 Закона "Об образовании в РФ" говорится: "Правила приема в государственные образовательные организации ... должны обеспечивать также прием ... граждан, ...проживающих на закрепленной территории".
- Закон в этом случае имеет приоритетное значение. Директор поступила правильно, использовав все возможности для того, чтобы создать условия для приема детей, которые пришли учиться по месту жительства, - подчеркнул министр.
Между тем в законе есть и другое: учет детей-школьников, а также закрепление школ за конкретными территориями - полномочия местных властей (ст. 9 ФЗ "Об образовании в РФ"). Внимание, вопрос: почему же "крайней" в этой истории оказалась директор?
Родители учеников школы № 76 направили в адрес губернатора Новосибирской области Андрея Травникова письмо с просьбой заступиться за Надежду Равлюк и заявили, что сами готовы оплатить штраф. Между тем прямо у стен школы возводится еще один жилой комплекс.
Система школьного образования выстроена так, чтобы равномерно охватывать стопроцентной доступностью все территории без исключения, сообщили "РГ" в министерстве просвещения.
- Каждый территориальный орган управления образованием обязан следить за тем, сколько у него в школах мест и как они распределены. Прием в школу ведется соответственно до заполнения всех мест и не более, - прокомментировали в ведомстве. - Кроме того, в стране полным ходом ведется беспрецедентная по своим масштабам программа строительства новых школ, которая поддерживается из федерального бюджета. Это не менее 1300 школ "накопительным" итогом с 2019 по 2024 год и пять видов консолидированных межбюджетных субсидий плюс две субсидии в рамках нацпроекта "Образование".
Также в ведомстве отметили: начиная с 2021 года регионам предоставляется новая, "демографическая" субсидия по созданию учебных мест в связи с ростом числа школьников. В федеральном бюджете на это предусмотрено более 234,7 миллиарда рублей. Нет ни одного региона, включая Новосибирскую область, который бы не был охвачен этими программами.
Надежда Вавилина, социолог:
- В последние годы в Новосибирске интенсивно строились новые микрорайоны экономкласса. Социальные учреждения за этим темпом не успевали. Очевидное решение проблемы - строительство новых школ. Сейчас все чаще становится обычной практикой, когда застройщик жилого квартала сразу же в комплексе возводит школу или детский сад.
Другое направление - оптимизация уже работающих учреждений: капремонт, перепланировка помещений и присоединение вечерних, уже менее востребованных, школ. Есть еще один момент. В центре Новосибирска рядом работают две школы: в одну выстраивается огромная очередь, а во второй - недокомплект и устойчиво низкие результаты. Нужно повышать качество образования.
Лидия Цимбал, директор школы № 8 г. Краснодара:
- Столица Кубани растет просто стремительными темпами, поэтому некоторые школы, особенно расположенные в новых спальных микрорайонах, переполнены. Есть определенные нормативы наполняемости школ и классов, за несоблюдение которых директора могут оштрафовать. Но и ребенка мы не можем оставить без образования. Как быть?
Если классы переполнены, обращаемся в департамент образования, где имеется информация и о количестве детей в каждой городской школе, и о наличии свободных мест. И департамент помогает родителям с выбором другого учебного заведения, расположенного желательно неподалеку от места жительства ученика. В любом случае выход будет найден. В подобных ситуациях нужна мудрость директора и руководства муниципального органа образования.
Звонок на перемену
Ольга Медведева, "Российская газета", Екатеринбург
В самом молодом районе Екатеринбурга - Академическом - появились сразу две новые школы. Но проблемы у города остались. В новых районах детей и молодежи зримо больше, чем в старых кварталах. И здесь предсказуемо не хватает школ и детских садов. Учеба в две смены, первые классы до буквы "Х", школьники, которые вынуждены ездить за тридевять земель на общественном транспорте, - таких историй много. Скорость строительства инфраструктуры гораздо ниже, чем темпы возведения жилья, отсюда и проблемы.
Но в этом году ситуация наконец должна измениться: 1 сентября звонки прозвенят сразу в двух новых школах, на 1100 и 825 учеников.
В муниципальном департаменте образования обещают: "Все дети Академического в этом году точно будут устроены в своем районе, в другие районы детей возить не понадобится, открыли нужное количество дополнительных мест. Восемь школ примут первоклассников". Даже 120 свободных мест осталось! Правда, от второй смены в районе пока избавиться не смогли. Надолго ли установился баланс, тоже непонятно: активное строительство продолжается, в ближайшие годы население района может удвоиться.
По-другому формируется дефицит школьных мест в центре города. Там расположены "статусные" школы, куда родители стремятся записать детей из разных районов, прописывая их в квартирах дальних и ближних родственников. Так сделала, например, Ольга, мама учениц третьего и восьмого классов.
- Мы были приписаны к маленькой школе без спортзала. Там нас не устраивали ни состояние здания, ни уровень образования. Так что прописали девочек у бабушки и дедушки, теперь они ездят в английскую школу, - рассказывает родительница.
Нехватку школ чувствуют жильцы новостроек, которые точечно воткнули в старую застройку. В своде градостроительных правил, принятых в Екатеринбурге в 2021 году, указано: на 1000 жителей должно приходиться не менее 114 мест в общеобразовательных организациях. Причем школа должна быть не дальше полукилометра от дома. Эта цель пока не достигнута.