02.08.2022 09:24
Воронеж

Почему падают продажи автомобилей

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Экономика Центрального округа: №168 (8816)
Продажи новых легковых и легких коммерческих машин в стране за полгода сократились на 57,5 процента. Такие данные привел комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
Популярностью пользуются машины с небольшим пробегом - до трех лет. / Артем Геодакян/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

С января по июнь в России было продано 370 тысяч новых автомобилей - на полмиллиона меньше, чем за аналогичный период 2021 года. В июне и вовсе удалось реализовать лишь 27,7 тысячи единиц - 18 процентов от прошлогоднего количества, подсчитали в АЕБ. В трех федеральных округах при этом был отмечен рост продаж праворульных машин. Эксперты "Автостата" на основе данных АО "Электронный паспорт" сообщили, что в ЦФО за полгода купили на девять процентов больше таких легковушек. Впрочем, в натуральном выражении результат центральных регионов не слишком впечатляет: основная масса продаж праворульных авто приходится на восточную часть страны.

Объем рынка автокредитования в России в первом полугодии снизился на 43 процента, оказавшись примерно на уровне "пандемийного" 2020-го. По данным четырех тысяч кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй, в январе-июне спрос на займы для покупки авто в Москве упал в полтора раза, в Воронежской области - в 1,4. Такое же проседание продемонстрировали другие регионы из топ-30 по объемам автокредитования - Тульская, Калужская и Тверская области.Средний размер автокредита в июне составлял 1,24 миллиона рублей.

- Ситуация напоминает первое полугодие 2020-го с его "карантинной" весной, - отметил директор НБКИ по маркетингу Алексей Волков. - Падение выдачи кредитов на покупку авто в сравнении с прошлым годом весьма существенно и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей. Поддержку сегменту оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей. В целом банки придерживаются консервативного подхода и выдают займы тем гражданам, у которых значение персонального кредитного рейтинга находится на высоком уровне. Несмотря на активное снижение ключевой ставки ЦБ, ведущее к удешевлению заемных средств, ситуация в розничном кредитовании все еще остается неустойчивой и зависимой от экономической ситуации в стране и мире. Восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка будет способствовать возобновление государственной программы льготного автокредитования.

В категории легковых машин с пробегом две трети продаж приходится на иномарки, добавили эксперты платформы "Авито Авто". Средняя сумма таких покупок в апреле-июне составляла 600 тысяч рублей. В Воронежской области самыми популярными иностранными брендами остаются Volkswagen, Kia и Hyundai. Подержанные машины этих марок в регионе продают в среднем за 695, 899, 765 тысяч рублей соответственно. В топ-5 по спросу вошли также Ford (средняя цена 450 тысяч) и Chevrolet (370 тысяч).

В Воронежской области самыми популярными иностранными брендами остаются Volkswagen, Kia и Hyundai

Автомобили премиум-класса занимают очень малую долю рынка авто с пробегом (около 1,25 процента), но продажи идут стабильно, подчеркнул руководитель группы аналитики "Авито Авто" Марат Миннекаев:

- Несмотря на высокую стоимость относительно массового сегмента автомобилей с пробегом, россияне продолжают приобретать модели премиум-брендов. Альтернативой новым машинам из салона становятся экземпляры с пробегом в возрасте до трех лет. Их средняя цена ниже, чем у новых автомобилей данного сегмента, техническое состояние относительно хорошее, пробег зачастую небольшой.

АвтоВАЗ попросил дилеров не завышать цены на машины

Во втором квартале продажи б/у премиальных автомобилей в возрасте до трех лет выросли на 5,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и почти на 17 процентов по сравнению с I кварталом 2022-го. Средний чек такой покупки - 6,15 миллиона рублей. Самые востребованные модели - Mercedes-Benz E-класс, BMW 5 серия, BMW 3 серия, BMW X5 и Lexus RX.

Как и предрекали аналитики, интерес к подержанным иномаркам в России в новых условиях неуклонно растет на фоне неясности с импортом новых машин. В 2021 году основные поставки автомобилей велись из Китая, на который приходилось 26 процентов от общего объема ввоза, Японии и Беларуси (23 и 22 процента соответственно). Импорт из Германии достигал 13 процентов, еще девять добавляли США.

Прямая речь

Олег Иванов, старший преподаватель кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Г. Плеханова

- Федеральная таможенная служба не публикует статистические данные по внешней торговле с февраля. Однако приблизительно понять текущую ситуацию можно, если посмотреть статистику крупнейших стран-поставщиков авто.

Китай за январь-май показал прирост по количеству экспортированных в Россию автомобилей на 14 процентов (год к году). Основные поставки пришлись на первые три месяца. В конце 2021 года КНР ввозила к нам около 11 тысяч автомобилей в месяц. В апреле 2022-го экспорт снизился до 5,5 тысячи, в мае до 1,7 тысячи. Июньские данные, вероятно, покажут дальнейшее падение. Китайские поставщики не спешат занимать освобождающееся место на российском рынке.

Жители городов России назвали свои главные проблемы на дорогах

Данные по Японии выглядят интереснее. За первые пять месяцев 2022-го объем поставок в Россию сократился на 22 процента. Планомерное снижение началось с марта, но оно не столь резкое, как по Китаю. И сейчас Япония поставляет в РФ больше машин, чем КНР: например, в мае было экспортировано около 7,6 тысячи единиц. Вероятно, это связано с активностью физических лиц, привлекательным курсом валюты и значительным объемом бу авто. Введенный Японией запрет на экспорт в Россию автомобилей дороже шести миллионов иен (2,5 миллиона рублей) не оказывает существенного влияния на ситуацию.

Поставки из Германии, можно считать, прекратились. В 2021 году они составляли в среднем около трех тысяч автомобилей в месяц, с марта по апрель 2022-го было экспортировано чуть более 200 машин.

Месячные данные по Белоруссии за 2022 год недоступны. Но известно, что страна традиционно занимается реэкспортом автомобилей из Европы и Китая в Россию - некоторые модели автомобилей так завозить было дешевле. Вероятно, реэкспортные поставки значительно сократились. Экспорт может осуществлять "Белджи" (белорусско-китайское совместное предприятие по сборке легковых автомобилей Geely), но компания в марте столкнулась с проблемами в доставке сборочных комплектов и с учетом недостаточной локализации производства приостанавливала сборку.

Воронеж