С января по июнь в России было продано 370 тысяч новых автомобилей - на полмиллиона меньше, чем за аналогичный период 2021 года. В июне и вовсе удалось реализовать лишь 27,7 тысячи единиц - 18 процентов от прошлогоднего количества, подсчитали в АЕБ. В трех федеральных округах при этом был отмечен рост продаж праворульных машин. Эксперты "Автостата" на основе данных АО "Электронный паспорт" сообщили, что в ЦФО за полгода купили на девять процентов больше таких легковушек. Впрочем, в натуральном выражении результат центральных регионов не слишком впечатляет: основная масса продаж праворульных авто приходится на восточную часть страны.
Объем рынка автокредитования в России в первом полугодии снизился на 43 процента, оказавшись примерно на уровне "пандемийного" 2020-го. По данным четырех тысяч кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй, в январе-июне спрос на займы для покупки авто в Москве упал в полтора раза, в Воронежской области - в 1,4. Такое же проседание продемонстрировали другие регионы из топ-30 по объемам автокредитования - Тульская, Калужская и Тверская области.Средний размер автокредита в июне составлял 1,24 миллиона рублей.
- Ситуация напоминает первое полугодие 2020-го с его "карантинной" весной, - отметил директор НБКИ по маркетингу Алексей Волков. - Падение выдачи кредитов на покупку авто в сравнении с прошлым годом весьма существенно и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей. Поддержку сегменту оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей. В целом банки придерживаются консервативного подхода и выдают займы тем гражданам, у которых значение персонального кредитного рейтинга находится на высоком уровне. Несмотря на активное снижение ключевой ставки ЦБ, ведущее к удешевлению заемных средств, ситуация в розничном кредитовании все еще остается неустойчивой и зависимой от экономической ситуации в стране и мире. Восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка будет способствовать возобновление государственной программы льготного автокредитования.
В категории легковых машин с пробегом две трети продаж приходится на иномарки, добавили эксперты платформы "Авито Авто". Средняя сумма таких покупок в апреле-июне составляла 600 тысяч рублей. В Воронежской области самыми популярными иностранными брендами остаются Volkswagen, Kia и Hyundai. Подержанные машины этих марок в регионе продают в среднем за 695, 899, 765 тысяч рублей соответственно. В топ-5 по спросу вошли также Ford (средняя цена 450 тысяч) и Chevrolet (370 тысяч).
Автомобили премиум-класса занимают очень малую долю рынка авто с пробегом (около 1,25 процента), но продажи идут стабильно, подчеркнул руководитель группы аналитики "Авито Авто" Марат Миннекаев:
- Несмотря на высокую стоимость относительно массового сегмента автомобилей с пробегом, россияне продолжают приобретать модели премиум-брендов. Альтернативой новым машинам из салона становятся экземпляры с пробегом в возрасте до трех лет. Их средняя цена ниже, чем у новых автомобилей данного сегмента, техническое состояние относительно хорошее, пробег зачастую небольшой.
Во втором квартале продажи б/у премиальных автомобилей в возрасте до трех лет выросли на 5,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и почти на 17 процентов по сравнению с I кварталом 2022-го. Средний чек такой покупки - 6,15 миллиона рублей. Самые востребованные модели - Mercedes-Benz E-класс, BMW 5 серия, BMW 3 серия, BMW X5 и Lexus RX.
Как и предрекали аналитики, интерес к подержанным иномаркам в России в новых условиях неуклонно растет на фоне неясности с импортом новых машин. В 2021 году основные поставки автомобилей велись из Китая, на который приходилось 26 процентов от общего объема ввоза, Японии и Беларуси (23 и 22 процента соответственно). Импорт из Германии достигал 13 процентов, еще девять добавляли США.
Олег Иванов, старший преподаватель кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Г. Плеханова
- Федеральная таможенная служба не публикует статистические данные по внешней торговле с февраля. Однако приблизительно понять текущую ситуацию можно, если посмотреть статистику крупнейших стран-поставщиков авто.
Китай за январь-май показал прирост по количеству экспортированных в Россию автомобилей на 14 процентов (год к году). Основные поставки пришлись на первые три месяца. В конце 2021 года КНР ввозила к нам около 11 тысяч автомобилей в месяц. В апреле 2022-го экспорт снизился до 5,5 тысячи, в мае до 1,7 тысячи. Июньские данные, вероятно, покажут дальнейшее падение. Китайские поставщики не спешат занимать освобождающееся место на российском рынке.
Данные по Японии выглядят интереснее. За первые пять месяцев 2022-го объем поставок в Россию сократился на 22 процента. Планомерное снижение началось с марта, но оно не столь резкое, как по Китаю. И сейчас Япония поставляет в РФ больше машин, чем КНР: например, в мае было экспортировано около 7,6 тысячи единиц. Вероятно, это связано с активностью физических лиц, привлекательным курсом валюты и значительным объемом бу авто. Введенный Японией запрет на экспорт в Россию автомобилей дороже шести миллионов иен (2,5 миллиона рублей) не оказывает существенного влияния на ситуацию.
Поставки из Германии, можно считать, прекратились. В 2021 году они составляли в среднем около трех тысяч автомобилей в месяц, с марта по апрель 2022-го было экспортировано чуть более 200 машин.
Месячные данные по Белоруссии за 2022 год недоступны. Но известно, что страна традиционно занимается реэкспортом автомобилей из Европы и Китая в Россию - некоторые модели автомобилей так завозить было дешевле. Вероятно, реэкспортные поставки значительно сократились. Экспорт может осуществлять "Белджи" (белорусско-китайское совместное предприятие по сборке легковых автомобилей Geely), но компания в марте столкнулась с проблемами в доставке сборочных комплектов и с учетом недостаточной локализации производства приостанавливала сборку.