03.08.2022 07:35
Общество

Корреспондент "РГ" потратил 28 часов на дорогу от Москвы до Гагры

Текст:  Юрий Снегирев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №170 (8818)
Мне говорили: выезжай пораньше! Я все не верил. Если все выедут пораньше, то что же это получится? Пробка. Она и получилась.
Прибрежная территория в Краснодарском крае, где пройдет скоростная трасса Джубга - Сочи. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Каждый год летом я еду на машине в Абхазию. Там у меня сестра, фрукты, домашнее вино. Навигатор показал 1760 км до жемчужины Кавказа Гагры. Время в пути - одни сутки.

Королевы и бензоколонки

Трасса "Дон" М4 как стекло. Но за это стекло надо платить. Только разогнался, как за Видным пробка. Даже не пробка, а пробище. Не один я такой хитрый. Все ринулись на юга, да еще дачники... Еле нашел место на бензоколонке - передохнуть. И это я даже не выехал из Московской области. Навигатор бодро пересчитал время. Плюс один час.

Причиной пробки были не дорожные работы и не банальная авария. Просто у девушки перегрелся "Пежо" и она стояла, грациозно облокотясь на машину. Эдакая королева трассы. Ни полиции, ни аварийных служб поблизости не оказалось.

Я понял одно - заправляться надо впрок. Прожег полбака - заливайся! Пусть и времени уйдет больше, зато не застрянешь в пути. В Тульской области я и заправился, и сходил в цивилизованный туалет, и перекусил, и обжегся ароматным кофе. Но вот дальше...

Путешествие Владимира Снегирева по Беларуси: Как один гражданин помог изменить к лучшему целый город

Первый тревожный сигнал увидел в Воронежской области. Даже на дорогущий "Лукойл" хвост машин начинался уже на трассе. Ничего, думаю, заправлюсь на "Шелл". А там то же самое.

Машины на трассе были буквально со всей России. Такого мне видеть не приходилось. Не говорю про Нечерноземье и Северо-Запад. Были машины и из Ханты-Мансийска, и из Читы! А один мотоциклист объехал меня в пробке с владивостокскими номерами! Объяснить такой поток страждущих отдыха на море просто. Самолеты в 11 южных аэропортов не летают. Билеты в Сочи имеют совсем негуманную цену. 40 тыс. в два конца - это слишком для моей корреспондентской зарплаты. А на поезд остались лишь места для инвалидов. Вот все и сели за руль.

Наконец, когда лампочка резерва загорелась тревожным оранжевым светом, я не выдержал. Встал в очередь на "Роснефти". Она двигалась ритмично. Но мне досталась колонка с левым шлангом. А лючок бензобака справа. Думал, перетяну резину через багажник и как-нибудь напою коня. Но нет! Мужик в форменной одежде предупредил:

- Это портит оборудование. Давай так. Я придержу очередь, а ты развернешься и подашь задом.

Машин на заправках много, но это ничто по сравнению с очередями в туалет. Почему не поставить на трассе биотуалеты? / Юрий Снегирев

Я так и сделал. Но время для других было урезано. Они отчаянно сигналили. Утомленные дорогой, они тоже торопились к морю.

От транспондера толку нет

"Автодор" внедряет на своих платных дорогах транспондеры. Это такая маленькая коробочка, которую крепишь к лобовому стеклу и проезжаешь без остановки. Дико экономит время на пункте сбора наших рубликов. Раньше были скидки до 50%. Теперь шиш. Удивительные наши автомобилисты. Суются именно туда, где меньше очередь. Ну это в крови. Забывают, что проезд только по этой маленькой коробочке. Крики, мат, задний ход. На некоторых пунктах взимания платы за проезд (так они официально называются) очередь по транспондерам длиннее, чем за налик.

Но настоящие мытарства начались в Ростовской области. По навигатору я должен был быть в Ростове к полуночи. Заехал на газпромовскую заправку. Машин немного - штук 20. Но вот очередь в туалет... Вы когда-нибудь бывали в "Макдоналдсе" на Пушкинской площади в Москве году этак в 1989-м? Тогда вы меня поймете. Очередь из женщин и детей выходила на улицу. Мужчины справлялись самостоятельно в кустах и иногда без них, отчего в воздухе стоял плотный амбре.

- А что мы можем сделать? - чуть не кричала сквозь гудки молодая заправщица. - У нас сейчас как ЧП. Столько машин я не припомню. Это вселенский исход!

Машины на трассе буквально со всей России. Такого я еще не видел

Очень досаждали дальнобойщики. Только разгонишься, а фура прямо перед тобой начинает обгон другой фуры. Кстати, я заметил, что в Ростовской области фуры чешут по левой полосе и ничего им за это не бывает. А тут еще встречные с "колхозным" ксеноном. Просто хоть останавливайся и ночуй. Но где? Все придорожные мотели к вечеру забиты. Оказалось, надо было еще из Москвы бронировать номер. Да и стоит он немало - от 3 тыс. рублей. Автопутешествие это не билет Москва - Сочи. Тут думать надо и предвидеть любую мелочь.

Заночевал на бензоколонке, на отшибе от трассы. Только откинулся на кресле - стали подъезжать другие "ночевщики". Меня зажали да так, что на рассвете пришлось будить водителей, чтобы они выпустили меня на волю.

Вместо пяти полос - одна

Воскресенье. Полшестого утра. Стою в громадной пробке на Горячем Ключе. Перевал согласно новейшим требованиям безопасности сделали двухполосным. Заодно отремонтировали мост. Да так, что из пяти полос (включая "обочечников") стала одна. Этот Горячий Ключ навис надо мной как тяжелый домкрат. Я потерял ровно два часа в бибиканье и ненормативной лексике. Решил заправиться на "Газпромнефти", сразу после гигантской пробки. Только вытащил шланг - на счетчике уже три рубля. Спрашиваю - чего так? Заправщица пожимает плечами:

- Это не к нам. Это к настройщикам оборудования.

Путешествие Владимира Снегирева по Беларуси: Как коровник уживается рядом с компьютером

Но стоило въехать в Джубгу и увидеть лазурь моря, как все смылось, словно липкий пот под душем на заправке "Роснефти". Очередей за бензином уже не было. Напившись кофе, я приступил к самому опасному участку своего пути - знаменитым сочинским серпантинам.

Законодательно на трассе Джубга - Сочи в высокий сезон запрещено производить какие-либо плановые ремонтные работы. Их и не было. И все равно пробки были. Казалось бы, до Сочи всего 180 км. Плюнуть и растереть. Но эта дорога вымотала все нервы. Я ехал 6 часов. Почти без пробок. Хотя одна загадочная пробка в Лоо все же была. Старожилы говорят, что она существует со времен повозок и убыхских арб. Ничего не понимаю. Дорога прямая. Все должны двигаться с одинаковой разрешенной скоростью 40 км в час. А вот стоят.

И вот я у границы с Абхазией. Еще одно испытание - пройти погранконтроль. Это совсем другая история, которую я расскажу в другой раз. А сейчас похвастаюсь: я не схватил ни одного штрафа за скорость. Да и как их схватить при таком плотном движении? В дороге провел 28 часов. На бензин потратил 7 тыс. рублей, а на платные дороги транспондер снял с моего счета 3 тыс. Вот и считайте, стоит ли овчинка выделки.

Резюме

Главные проблемы сегодняшней дороги на юг

1. Дорожникам на трассе трасса М4 "Дон" как обычно наплевать на автотуристов. Ремонты я насчитал в пяти местах, из-за них многокилометровые пробки. Самые большие - в Каменск-Шахтинском Ростовской области и Горячем Ключе Краснодарского края. И там, и там можно потерять два часа. Сколько раз предлагалось не ремонтировать дороги в высокий сезон. Но как гайка об асфальт...

2. По-прежнему мало бензоколонок. И одна туалетная кабинка на сто человек - это издевательство. Можно же установить на трассе передвижные биотуалеты.

3. Проблемы с питанием. На бензоколонке перекусить нереально - касса одна и на бензин, и на фастфуд. Теряешь время. А закусочные вдоль дорог переполнены, причем круглые сутки. Остаются термос и бутерброды.

4. С ночлегом совсем беда. В отелях и кемпингах вдоль дорог с наступлением темноты мест нет. Единственный выход - въезжать в города и там искать номер. Опять потеря времени.

В общем, автомобиль не роскошь, а средство осилить дефицит билетов на южном направлении.

Образ жизни Краснодарский край