Тираж главного сатирического журнала Советского Союза на пике популярности достигал 6,5 миллионов экземпляров. Он мгновенно раскупался в газетных киосках. Подшивки "Крокодила" долгие годы хранились у советских людей в шкафах и комодах, на чердаках и в гаражах, и в некоторых семьях они остаются там по сию пору.
Один из кураторов выставки - академик Российской академии художеств Игорь Козлов заверил корреспондента "РГ", что на ней представлены все обложки журнала за сто лет. "Год назад у нас возникла идея, и с этого момента началось коллекционирование "Крокодила". Собирали по всей России, по всему бывшему СССР. Нам присылали журналы из Николаева, Харькова, Херсона…" На вопрос, чем для него является "Крокодил", ответил: "Это история. Воспоминания детства".
Художник-"крокодилец" Татьяна Зеленченко писала когда-то: "Карикатура - искусство недолговечное, сиюминутное. Исчезла проблема - и устарела карикатура. Она как платье: сегодня модное, завтра вышло из моды, выглядит смешным и нелепым, а потом мы разыскиваем это платье, чтобы повесить в музее, потому что оно превратилось в раритет, в ту деталь, по которой судят о времени, которое и создает атмосферу этого времени". Вот так сегодня смотрятся рисунки, которыми снизу доверху покрыты стены и даже пол на открывшейся в Москве выставке. На них отражена вся нелегкая и противоречивая история большой страны.
Для Владимира Мочалова, бывшего главным художником этого журнала, "Крокодил" стал судьбой. Он рассказал в интервью "РГ", что в детстве забрался на чердак своего дома и обнаружил там под слоем пыли подшивку какого-то журнала, перевязанную веревкой.
"Я притащил ее домой, снял веревку, и увидел, что это - "Крокодил" времен Великой Отечественной войны. Я листал страницы с восторгом. Никогда в жизни я не видел таких смешных, интересных, остроумных и злых рисунков. Мне захотелось стать таким, как те, кто их рисовал. Именно тогда я нашел для себя профессию. Я стал перерисовывать картинки из этого журнала, и даже устроил небольшую выставку у себя в квартире. Конечно, я мечтал увидеть то место, где работают люди, которые рисуют карикатуры для "Крокодила". И это произошло в 1969 году".
При Владимире Георгиевиче - в феврале двухтысячного года - вышел последний номер журнала, и он мечтает возродить издание. Как и присутствовавший на открытии выставки 82-летний карикатурист-моменталист, член Московского Союза художников и член Союза журналистов России Адольф Скотаренко, который проработал в "Крокодиле" более 40 лет. А началось, по его словам, с того, что в семь лет в Забайкалье он увидел в "красном уголке" выпуск журнала за зиму 1943 года. Внимание ребенка привлекла карикатура легендарных Кукрыниксов, на которой изображалась корова в немецкой каске, сапогах и со "шмайсером". Речь шла о разгроме фашистских войск под Сталинградом. Впоследствии он рассказал об этом им самим - Михаилу Куприянову, Порфирию Крылову и Николаю Соколову, и показал свои рисунки. Кукрыниксы его творчество одобрили и помогли попасть в художественное училище.
Однако "Крокодил" - это не только карикатуры, но и тексты.
В журнале на постоянной основе трудились Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Виктор Ардов и многие другие. На вопрос "РГ", как великие делили место на полосах, Адольф Григорьевич признал, что конфликты случались. "Мы подавляли пишущих", - пояснил он, и напомнил слова художника Бориса Ефимова: "Одна карикатура порой заменяет целую статью".