Первый вздох
- С 24 февраля я ночами спать не могла, думала: "Ну какой тут театр, когда такое происходит? Нет. Надо что-то сделать. Что-то сделать..." И придумала: я же театрал, а у нас госпитали есть военные. Мы можем выступать там с концертами. Написала пост в соцсетях: "Хэй, ребята, кто со мной?" Я еще не знала, пускают ли туда вообще. Стали присоединяться люди, в том числе и опытные волонтеры, которые с 2014 года занимались сбором гуманитарной помощи для Донбасса. Так родилась наша гражданская инициатива - "Дыхание Родины", - рассказывает Лариса Абашева.
Над входом на репетиционную базу "Шарманки" нет таблички. Однако сюда постоянно приходят люди. Кто один, кто с друзьями или с родственниками. Почти все несут пакеты, коробки.
- Лара, это моя будущая сватья передала канцтовары для детей, - обращается Анна. - Она мне: "Аня, ты только не говори никому". - Я чуть не расплакалась.
- Так, девочки, нужно это все сфотографировать для отчета. Чтобы ничего потом не потерялось, - Лариса Абашева, лавируя между коробок, достает телефон и делает снимок.
Есть два основных направления деятельности добровольцев: концерты для раненых солдат, а также сбор гуманитарной помощи для жителей Донбасса и бойцов народного ополчения.
- Раз в две недели мы приходим в один из блоков госпиталя, даем небольшой концерт, а после каждому солдату дарим наборчик для чая: печеньки, вафельки. Да, ребята не голодают. Однако они находятся далеко от дома. Кто-то живет в Москве или на Алтае. Конечно, наши подарки - мелочь. Но это приятно. И по-человечески.
Сейчас все внимание участников "Дыхания Родины" сосредоточено на пошиве тактических носилок. Это сетка из плотных строп, в которую заворачивают пострадавшего и транспортируют его. Она очень компактная, легкая и удобная в использовании. По словам волонтеров, шить такие носилки нужно постоянно, ведь их обычно используют только один раз.
- Руки есть, время тоже. Только где бы найти деньги? Нитки и стропы нужно на что-то покупать, - сетует Анна.
- У людей в Донбассе нет ничего: ни воды, ни ползунков, ни платочка… Горожане все это тащат сюда, на базу нашего театра. Кто-то собирает вещи по соседям, друзьям. Вот, например, коробка с обувью, - показывает Абашева. - В прошлый раз мы отправили медикаменты.
- Почему вы решили создать свой проект, а не присоединиться к уже существующим? - спросила я Ларису.
- Верю только себе и конкретным людям. Чем крупнее структура, тем хитрее в ней все устроено. Невозможно отследить, как большие организации распоряжаются ресурсами. Я делаю доброе дело и точно знаю пройденный путь и результат. Кроме того, у меня нет опыта работы в структурах. Никаких. Ни коммерческих, ни бюджетных. Я всегда сама себе хозяйка.
Меня интересуют те, кто уже занимался подобным. И очень хочу, чтобы они присоединялись к нашему проекту. Найти нас нетрудно: достаточно набрать "Дыхание Родины" в поисковике "Вконтакте". Да, объемы помощи будут небольшими, зато все по-честному. Подчеркну, что у нас гражданская инициатива. Мы находимся вне политики и религии. Если какая-то партия захочет помочь, то примем ее деньги. Но под ее флагом ходить не будем. По нашим поступкам видно, что мы патриоты. И матери.
А название… Да это опять мне приснилось. Я же режиссер, мыслю образами. Так и появилось "Дыхание Родины". Это то, как мне порою не хватает воздуха от переживаний. Это поэзия для меня.
Будем летать вместе
Когда мы встречались с Ларисой Абашевой, репетиционная база больше напоминала склад. Теперь на этом месте открылась полноценная сценическая площадка, куда можно прийти и посмотреть спектакль. Ремонт делали сразу два маленьких частных театра: "ТУТ" и "Шарманка". Они и будут выступать здесь.
- Знакомясь с людьми, говорю им: "Здравствуйте, я великий русский режиссер". Это иронично, но в то же время всерьез. Я правда хочу им стать. Режиссер - мужская профессия. Освоить ее - значит бросить вызов. Создать свой мир, всех объединить и организовать.
Бывает, пересматриваю свои постановки и думаю: "Ух ты! Классно! Это что - я сделала?" Мои спектакли не развлекательные: они о Наполеоне, об убийстве Николая II. Мы показывали "Патетическую ораторию" о становлении СССР по Маяковскому.
Сделать подобное полотно - большой страдальческий путь. Это огромный труд, как физический, так и эмоциональный. Есть халтурщики, которые возят "Фиксиков" по городам. Но я не умею ставить спектакли за два дня. Да и за месяц. Делаю по полгода. А еще деньги на них ищу по нескольку лет. У меня тоже есть детские спектакли - сказки народов мира. Но ставлю подобное не из соображений: "О, здорово, можно подзаработать", а потому что хочу дать ребятам все лучшее, на что способна. Помещение, в котором мы находимся, позволит восстановить спектакли для детей.
- Действительно ли малые театры недолюбливают друг друга?
- Да, это есть. Они не взаимодействуют друг с другом, хотя их очень много. У меня как-то сверкнула мысль, а не сделать ли нам ассоциацию? Я даже об этом в соцсетях написала. Допустим, у нас есть фонарь, а у другого театра нет. Мы могли бы поделиться. Или, например, вскладчину оплачивать аренду. Я сейчас пытаюсь налаживать такие отношения. Чуть-чуть получается.
Товарищ по институту однажды написал: "Лара, дай дым-машину". Я ему: "Бери и приходи ко мне на спектакль". Он потом меня и мою постановку такой грязью облил в интернете. И что? Ответила, что не обижаюсь. Просто человек поступил непрофессионально.
- Вы помогали ему после этого случая?
- Пфф… конечно. Я взрослею и, надеюсь, становлюсь мудрее. Бог с ним и золотая рыбка. Я не хочу ни мести, ничего. Есть профессиональная этика: нельзя публично унижать коллег. Его театр только зародился, и еще неизвестно, что будет дальше.
Сотрудничество с коллективом "ТУТ" даст нам возможность развиваться, разрастаться. И "Дыханию Родины" тоже. Будем летать. Творить. Успевать все: и на фронт ездить песни петь, и в госпиталь, и спектакли ставить. Делать все по-настоящему. И талантливо.
Дышать и плакать
На пороге появляется кудрявый молодой человек.
- Это мой друг Пушкин. Прозвище у него такое. У нас с ним совершенно разные взгляды на жизнь.
- Я тут краску принес, - улыбается Пушкин.
- Отлично, заходи. Понимаете, я люблю людей с твердой позицией, даже если она отличается от моей. Не когда человек говорит: "Я в стороне" или "Меня не касается". В этом есть что-то трусливое. Многие от меня отписываются. Даже те, с кем раньше дружила, творила, музыкально-театральные проекты делала. Это неприятно. Но есть и обратное: многие люди, с кем я раньше не была знакома, присоединяются. Сейчас все переоценивается, обнажается.
- Что такое для вас Родина?
- Мать. Какая бы ни была! Это моя кровь. То, из чего я создана, соткана. Родина - это женщина. Она всех нас носит под сердцем. Я никогда не хотела жить в другой стране. Почему-то. Не знаю почему.
- Но государство и Родина - это же разные вещи, - вмешивается Пушкин.
- Государство называется Россия. Супер, мне нравится. Я людей люблю.
- Везде есть добрые люди. В Германии, например.
- Но мы родились здесь. Мы не немцы.
- Но наша Родина может быть не права.
- А кто прав? Ты что ли, Пушкин? Я? Мы все ошибаемся. Но сейчас об этом речи нет, - Лариса Абашева подмигивает мне. - Он как начнет… Сейчас наши парни гибнут. Они мне в сыновья годятся. Ну что, я о своих парнях не буду заботиться? О простых солдатах? Буду. И любая мать будет. Главным был для меня театр. Всю жизнь. Он сейчас тоже важен. Это в крови. Я хочу для него лучшего: грантов, хорошего помещения, чтобы было много талантливых актеров. Раньше я плакала по ночам: "У театра нет дома!" Он появился. Но сейчас я плачу по другому поводу.