07.08.2022 05:00
Культура

Владимир Анисимов рассказал "РГ", как художники выстраивают мосты дружбы с азиатскими странами

Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №170 (8818)
Мы в художественной мастерской в самом центре Москвы. Ее хозяин несколько минут назад закончил чудесный пейзаж - океан, песок, слоны, люди, древний город-монастырь.
Новая картина из Таиландского цикла художника. Следующий цикл будет посвящен Индонезии. / Максим Васюнов
Читать на сайте RG.RU

Картина должна дополнить выставку "В стране Изумрудного Будды", которая открывается 11 августа в Кемeровском художественном музее. До этого экспозиция уже побывала в пяти городах Урала и Сибири, впереди еще десяток регионов.

Грандиозный проект посвящен 125-летнему юбилею дипотношений между Россией и Королевством Таиланд. Причем все полотна написаны нашими художниками во время творческих экспедиций в королевство.

О культурном десанте, который высаживается в труднодоступных районах Азии с этюдниками, холстами и кисточками, а также о том, как культура помогает дипломатии - наш разговор с президентом Бюро творческих экспедиций, действительным членом Российской академии художеств Владимиром Анисимовым.

Владимир Николаевич, насколько я понимаю, первые экспедиции были в Индию, где вы с начала 90-х восстанавливали имение Рериха?

"Считаю Врубеля великим художником". В музее Востока проходит выставка сирийского художника Низара Сабура

Владимир Анисимов: Я тогда несколько лет подряд по просьбе наших дипломатов организовывал художников из России рисовать Индию. В итоге за несколько лет мы создали огромную коллекцию картин, которые экспонировались в Академии изящных искусств Лалит Кала в Индии, Третьяковской галерее и других выставочных залах. Видимо, тогда сотрудники МИДа подумали, что этот опыт надо распространить и на другие государства. Особенно на те, которые до той поры были не в приоритете у нашего, художников, отраслевого министерства. А дружить и торговать надо с той же самой, допустим, Индонезией, с Индией, Египтом, Кубой. И тогда некоторые дальновидные люди решили, что начинать надо с искусства.

Получается, искусство идет впереди отношений между странами?

Владимир Анисимов: Так должно быть. Причем дипломаты на местах понимают, что "распечатывать" страны нужно именно искусством. Что культура - это великолепный фон для развития всевозможных отношений, экономических, политических и даже тайных. Я сам был организатором и участником выставки, которую нужно было открыть, чтобы представители некоторых разведок официально, с бокалом шампанского, могли порассуждать "об искусстве".

Звучит интригующе.

Владимир Анисимов (смеется): Я художник и служу государству. В прошлом году был удостоен высокой награды МИД РФ и этим горжусь. Мне просто повезло, что сложилась такая уникальная ситуация, что мне доверяют представители внешнеполитического ведомства. Верят, что я как организатор смогу собрать художников, обеспечить "жил-быт" в стране пребывания, поставить задачу, и мы блестяще отработаем всю экспедицию. По приглашению дипломатических миссий мы выполняли аналогичные задачи в ряде стран Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и других местах.

При этом мы же там не просто рисуем, но и регулярно встречаемся с местной интеллигенцией, завязываем контакты. Потом открываем выставки. Печатаем художественные альбомы. Выступаем с лекциями и докладами не только о тенденциях развития современного искусства, но и об истории дипломатических отношений. Заполняем вакуум российской культуры в Азии, в странах, где о России практически не знают.

Дипломаты, политики, интеллигенты - зачем нужны российские художники, им понятно, а для условного дервиша вы, наверняка, как инопланетяне?

Анисимов считает, что нужно двигаться в направлении Азии. / Из личного архива Владимира Анисимова

Владимир Анисимов: Для них в основном и проводятся экспедиции, чтобы простые люди увидели: вот это русский художник, он стоит под палящим солнцем, обдуваемый сирокко, перед ним этюдник, художник работает с природой напрямую, может нарисовать портрет, пейзаж, корову - что угодно. Несомненно, для местного простого населения мы являем собой божество, и это божество из России. А еще важно, что мы их ничему не учим. Зачем? Люди везде одинаково прекрасны, интересны и умны. Нам нужно только строить мосты дружбы посредством искусства, культуры и вести себя так, как мы и ведем. Мы миролюбивые, отзывчивые и причем, может быть, в отличие от другого европейского населения более милосердные к самым низшим слоям населения, а ведь мы работаем практически в самых бедных странах и в самых бедных уголках нашей планеты. Где мало того, что постоянно находишься под солнечным ударом, где природа против тебя и земля плывет перед глазами, но еще и кругом часто страшная антисанитария. Но ты стоишь и пишешь, потому что только с этого места открывается божественный пейзаж. И местные это видят.

Мы разговариваем в год 125-летия дипломатических отношений между Россией и Таиландом. Как пришла идея в честь этого события провезти через всю страну выставку работ, написанных в королевстве вами и вашими коллегами?

Владимир Анисимов: На это меня благословила Российская академия художеств. Нужно сказать огромное спасибо моему непосредственному начальнику Зурабу Константиновичу Церетели, он не только поддерживает нашу работу за рубежом как посол доброй воли ЮНЕСКО, но и сам участвует в выставках. Пять лет назад мы открывали в Таиланде выставку к 120-летию дипотношений, Зураб Константинович передал свою работу - бюст Николая II, человека, благодаря которому начались российско-таиландские отношения. Тогдашний король Рама IX так обрадовался! Мне рассказывали, что он босыми ногами засеменил по мраморному полу, выбрал клеточку, встал на нее и говорит: вот здесь будет стоять этот бюст. Церетели написал письмо, что он дарит это произведение тайскому народу. Но король скончался, потом был траур, потом новый король взошел на трон, а бюст императора все еще ждет своего часа в Таиланде.

Но мы время не теряем. В этом году 150 художественных произведений, посвященных Таиланду, проедут по всей России. Открыли выставку в Нижнем Тагиле, потом были Екатеринбург, Омск, Новосибирск, куда на открытие приезжал посол Таиланда в России. Потом выставка поедет "прошивать" страну дальше.

Автопортрет и портрет художника столкнулись в Музее русского импрессионизма

Но вы на Таиланде не остановитесь, конечно?

Владимир Анисимов: Следующий проект посвящен Индонезии. Мы ее также объехали с творческой экспедицией. 10 лет страну изучали, посетили 180 населенных пунктов. Создали большущую коллекцию. Посол Индонезии потом приводил ко мне в мастерскую своих гостей, чтобы похвастаться: вот какая Индонезия! Это наши друзья, оценившие опыт России, страны, которая всегда несет в другую страну культуру. На Западе же как - там могут объявить сбор металлолома на Северном полюсе или пластиковых пакетов в океане, а организовать бригаду художников и отправить строить мосты дружбы в другую страну - на это способна только Россия.

Из досье "РГ"

Анисимов Владимир Николаевич. Советский и российский живописец, общественный деятель, филантроп. Родился в 1955 году в Москве. Действительный член Российской академии художеств (2019). Организатор творческих экспедиций российских художников в Гималаи на базе имения Рерихов (1991-1995), в Индию "По Волге и Гангу" (1997-1998), Кувейт (2001), на Кубу и в Афганистан (2002), в Египет (2003), на острова Индонезии Ява, Суматра, Мадура, Бали, Борнео, Суловеси (2000-2010), по странам АСЕАН: Бруней, Малайзия, Сингапур, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Индонезия, Мьянма, Филиппины (2011-2016).

Живопись