Их выставляли в Великобритании, Японии, последним местом экспозиции нынешней весной был Сеул. После начала спецоперации на Украине уральцы попросили оперативно вернуть в Россию народное достояние. Авангардистов задержать не посмели, но из-за проблем с закрытием авиасообщения возвращать шедевры на Урал пришлось окольным путем: из Южной Кореи через Турцию, Москву и только потом - в Екатеринбург.
- Это был очень сложный период, потому что мы имеем дело с достоянием не только музея, не только страны. Русский авангард - это ценность общемирового значения, - говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
В экспозицию вошли работы более пятидесяти художников-авангардистов, чьи полотна попали в Екатеринбург в 1920 году из Государственного музейного фонда. Гордостью коллекции являются шедевр Василия Кандинского "Импровизация N 217. Серый овал", "Супрематизм" Казимира Малевича, датируемый 1915 годом, "Беспредметная композиция" Александра Родченко. Впрочем, на нынешней экспозиции представлены и работы малоизвестных художников. В том числе картины, которые никогда не выставлялись и незнакомы не только публике, но даже специалистам.
Любопытно, что поддержать выставку авангардистов решили даже екатеринбургские рестораторы. В одном из кафе, вдохновившись супрематизмом Малевича, создали съедобный аналог из квадратов карпаччо из говядины и разноцветных соусов. Вкус, говорят - изысканный.