На пути соглашения стоит несколько серьезных препятствий. Во-первых, это недоверие. Ведь позиция США уже дважды менялась с приходом нового президента. СВПД был подписан в 2015 году при Бараке Обаме, а сменивший его Дональд Трамп в 2018 году в одностороннем порядке вышел из сделки и вернул санкции против Ирана. Джо Байден хочет возобновить ядерную сделку, но на новых условиях. В ноябре 2024 года срок Байдена подойдет к концу, и Тегеран требует гарантий, что новый возможный руководитель США тут же не откажется от соглашения.
Другая проблема состоит в том, что американцы привыкли вести разговор с Ираном исключительно с позиции силы. Когда США вышли из соглашения в 2018 году, Иран еще долгое время надеялся на снятие санкций и не развивал ядерную программу, но, не дождавшись результата, стал отказываться от одностороннего соблюдения своих обязательств по СВПД.
Перед очередным раундом Тегеран заявил, что подпишет соглашение только при условии того, что Вашингтон начнет отменять санкции. А администрация Байдена, наоборот, ввела ограничения для шести компаний из Китая, Сингапура и ОАЭ, подозреваемых в связях с иранским нефтехимическим конгломератом Persian Gulf. В ответ Иран запустил несколько сотен центрифуг для обогащения урана. Официально Тегеран не заявляет о планах создания ядерного оружия, но демонстрирует, что если США не пойдут на компромисс, технологическая возможность для этого у него есть.
Наконец, внутри США нет согласия по поводу ядерной сделки. "Администрация Байдена не в состоянии преодолеть двухпартийный консенсус в Конгрессе, который выступает против возобновления ядерного соглашения, - прокомментировал для "РГ" старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Николай Бобкин. - Они настаивают чтобы, наряду с ядерной программой, были рассмотрены введение ограничений на иранскую ракетную программу и изменение внешней политики Тегерана в регионе. Естественно, Иран никогда не даст на это согласие".