07.08.2022 16:00
Культура

В главном конкурсе фестиваля "Окно в Европу" показали картину "Тысяча дешевых зажигалок"

Текст:  Валерий Кичин
В главном конкурсе фестиваля "Окно в Европу" прошла картина Ирины Обидовой "Тысяча дешевых зажигалок" - молодежная драма, которая, по словам режиссера, поможет понять, "почему подростки берут оружие".
Читать на сайте RG.RU

Сценарий Лизы Цыгановой предлагает историю двух друзей из техникума, которые увлечены изготовлением бомб. Тренируются на шутихах и пробных взрывпакетах, пока педагоги не станут бить тревогу и не составят списки опасных взрывников. Первым в списке окажется рохля Костик (Никита Плахотнюк), страдающий от того, что его никто не любит. Но теперь он как бы лидер, к нему мчится слава, его целуют девушки. И пока он упивается нахлынувшей популярностью, его друг Артем (Павел Чернышев) совершенствует свою убойную технику, взрывает кошку и крадет часы в магазине. На краже он и сойдется с Кирой, красивой и умной (Елизавета Кононова), научит ее курить и орать матом, а она, влюбленная, окажет на него положительное влияние.

Кульминационную сцену большого напряжения спойлерить не буду, но после такого шока парень вмиг переродится, полюбит маму и вольется в здоровый коллектив. Так что хорошие парни доходят до грани нервного срыва, когда мы невнимательны к их комплексам, доводя до отчаяния и делая их bad boys.

Не спорю - возможно и такое. Но почему рассказ об этом столь вязок и бесформен, почему все от начала до финала такие взвинченные и так любят подслушивать, и почему из всех диалогов естественно звучит только запиканный мат? Сценарий склеен из всех мыслимых штампов, ассортимент душевных движений узок, и столь стремительной трансформации героя при всем желании не веришь. Не хочу бросать камни в сильную "женскую волну" в нашем кино, но этой картиной движут какие-то сугубо литературные представления о жизни - все слишком правильно, прямолинейно и чувствительно: маскулинистый Артем готовится взрывать людей, но приходит в ужас от нечаянно взорванной кошки. Хотя, если не считать редкостно ненатуральных рыданий в финале, подростки играют лучше взрослых - те, похоже, вообще не имеют внятных актерских задач. Так что в данном случае я не рискну говорить об уровне авторских талантов, потому что все это вопросы профессионализма.

Впрочем, фестивальная жизнь непредсказуема, и я не удивлюсь, если жюри увидит здесь россыпь божьих искр, а зрители, поверив, что все так и было, отдадут фильму свои симпатии.

На Выборгском кинофестивале показали дебют Алисы Ерохиной "Накануне"
Наше кино