09.08.2022 11:18
Воронеж

Зарегистрировать личный бренд сможет каждый

Текст:  Андрей Евстифеев (вице-президент ГК "Европейская Юридическая Служба")
Российская газета - Экономика Центрального округа: №174 (8822)
В России принят федеральный закон, который позволит гражданам регистрировать свой товарный знак. Больше всего изменение коснется самозанятых. Сейчас, чтобы официально создать свой товарный знак, им нужно стать ИП. А это предполагает уже другие налоги, обязанности и отчетности - не все физлица на это готовы.
Читать на сайте RG.RU

Действовать новый закон начнет через год - с 29 июня 2023-го. Очевидно, что за это время понадобится внесение ряда изменений в подзаконные акты. Например, пока нет нового регламента обращения в Роспатент для регистрации, как это будет происходить - еще не известно. Но уже сейчас можно разобраться, почему собственный товарный знак - это выгодно для самозанятых.

Неважно, как работает самозанятый: продает собственный продукт (товар или услуги) или делает его для компаний, сотрудничая с ними по договору ГПХ. В любом случае его имя - личный бренд, который в идеале становится знаком качества. И новые правила позволят главное - защищать его, официально зарегистрировав как товарный знак.

Так, согласно закону, исключительное право использования товарного знака принадлежит правообладателю. И никто не вправе использовать без его разрешения сходные обозначения в отношении продуктов, для которых товарный знак был зарегистрирован. По закону оценивается сочетание словесных, изобразительных, цветных, объемных и других обозначений или их комбинаций.

Регистрация знака позволит защищать обозначение и от смешения, когда его копируют не полностью, но делают максимально похожим на исходник. Можно привести такой пример: один кондитер делает торты под определенным зарегистрированным брендом, значит, если второй начнет печь пирожные и продавать их под максимально похожим товарным знаком - это уже будет нарушением.

Исключительное право использования товарного знака принадлежит правообладателю

Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяют, исходя из степени сходства и однородности продуктов. Последнее означает, принадлежат ли товары или услуги к одной нише. Например, похожие товарные знаки могут быть у двух ведущих мероприятий, а могут быть у копирайтера и дизайнера украшений. И суд оценивает, может ли обычный потребитель спутать такие обозначения.

Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Каждый пятый работник готов получать меньше, но не ходить в офис

Сегодня такие возможности имеют только компании и ИП, которые зарегистрировали свой товарный знак. Но в следующем году подобные рычаги появятся и у самозанятых.

Также, помимо защиты своего товарного знака, новый статус личного бренда позволит делить, передавать и получать обозначение по наследству.

Конечно, еще не совсем понятно, как будет происходить деление личного бренда, например, при разводе: скорее всего, речь будет идти и о товарном знаке, и о самом бизнесе, но такой судебной практики еще нет. Однако уже очевидно, что личный бренд перестанет быть чем-то эфемерным, а обретет вполне четкие границы, став имуществом и объектом интеллектуальной собственности. Им можно будет распоряжаться и защищать в суде.

Воронеж