Напомним, что Литва в одностороннем порядке перекрыла железнодорожный и автомобильный грузопоток между основной частью России и Калининградской областью 18 июня. Это привело к тому, что регион лишился порядка 50 процентов номенклатуры товаров. После вмешательства МИД и Минтранса России ограничения на транзит "санкционки" были частично сняты, и в конце июля 2022 года в Калининград прибыл железнодорожный состав с цементом. Однако буквально через пару дней региональные власти и перевозчики столкнулись с новой системой квотирования. По установленным литовской стороной и Евросоюзом правилам объем санкционного грузопотока между эксклавом и другими регионами России не должен превышать его средние показатели за последние три года. Кривые расчеты привели к тому, что Калининградская область за короткий срок выбрала лимиты по некоторым видам железа, стали, нефти и нефтепродуктам, удобрениям и антифризу.
- Теперь ввезти отдельные виды грузов невозможно, - сообщил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. - При расчете квот литовская сторона не учла грузы, ввозимые в регион с территории стран - членов ЕС, а также из Беларуси. Это не позволит Калининградской области получить, например, порядка 200 тысяч тонн цемента.
Снизить зависимость от стран Евросоюза поможет морская линия, но ее нужно усиливать. В правительстве Калининградской области подчеркнули, что пока сложно назвать точное число паромов и сухогрузов, необходимых для закрытия транзитного вопроса. По примерной оценке, для стабильного морского грузопотока понадобится 22 судна типа "Маршал Рокоссовский". Их грузооборот должен составлять не менее одного миллиона тонн в год.
Мощностей для этого пока недостаточно. Сегодня Калининград с "большой" Россией связывают восемь судов, курсирующих по линиям "Усть-Луга - Балтийск" и "Бронка - Калининград". Паромы и сухогрузы на калининградском направлении загружены на 100 процентов, а очередь на них больше месяца.