Стив Джобс и вождь
В кабинете заместителя директора музея по научной работе Бориса Власова как в штабе коммунистов - стяг с серпом и молотом, плакат со Сталиным, на столе - бюст Дзержинского.
"Я до прихода сюда относился к Ленину скорее отрицательно, но процесс изучения документов усложнил мое отношение к вождю", - признается Власов. Что касается других сотрудников музея, то здесь война между красными и белыми не заканчивается, одни всецело за Ильича, и даже с зарплаты покупают цветы на траурную аллею, другие резко против. "Но это и позволяет формировать смыслы и объективный взгляд, без которого на историю смотреть нельзя", - объясняет Борис Вячеславович по пути в главный зал научно-культурного центра "Музей Ленина".
Сам музей строился по постановлению ЦК ВКП(б) и должен был стать, по мнению кураторов, не только архитектурным шедевром, но и самым технологичным выставочным комплексом СССР. С первой задачей справился архитектор Леонид Павлов, он даже назвал свое детище "мой Парфенон": миновав портал из 12 колонн, попадаешь в гигантское пространство, где глаз сразу падает на монументальную скульптуру вождя с добрым прищуром. Конечно, на фоне красного стяга.
Несколько причин побывать в музее-заповеднике "Горки Ленинские""Этот музей должен был стать особенным: экспозицию проектировали так, чтобы она воздействовала не на разум, а на сердце", - рассказывает Власов и достает пульт в две ладошки. Протягивает его к большому стеклянному кубу - таких в музее пять, нажимает на кнопку, и за стеклом начинается 3D-триллер про покушение на вождя: льет дождь, гремит гром, меняются объемные картинки, звучат голоса. В других кубах стоят поезда "под парами", солдаты курят махорку, и заря бросает на зрителя багряный отсвет. Это сейчас кажется - ничего особенного, а в конце 80-х люди рыдали. Но мало придумать, как достучаться до сердец, куда важнее было всем этим ноу-хау управлять.
И тут начинается история, которую сегодня знают лишь единицы.
На дворе 1985 год. В СССР прилетает молодой американский бизнесмен Стив Джобс. В его руках персональные компьютеры - уже с тем самым фирменным яблочком. Он презентует их представителям системы советского образования, которые хотели сотрудничать с Apple. Но в Америке быстро объяснили Джобсу, что СССР не та страна, с которой стоит делиться технологиями. Впрочем, наши все, что хотели, увидели и быстро смекнули, что эта чудо-техника пригодится в самом современном ленинском музее. Apple II привезли из Британии. Так в музее в честь главного борца с капитализмом появился один из главных символов этого капитализма. Ирония истории.
Apple II управлял всеми технологиями музея до 2010 года, потом еще несколько лет его использовали для устранения ошибок в системе, и наконец потеряли.
"Я нашел его в подсобке, в пыли, на самой дальней полке, все по классике, - рассказывает Борис Власов. - И мы решили сделать специальную экспозицию об этом моменте истории. Все, конечно, долго поражались: при чем тут основатель советского государства и основатель Apple?"
Опускаю глаза на титр под кубом, где за книгами Ленина стоит тот самый компьютер с яблочком, и читаю: "Они перевернули мир".
"Серебряный призрак"
Сейчас музей-заповедник "Горки Ленинские" замер на новом повороте своей истории.
"В Горках за последние годы очень много было сделано. Но любой музей хочет совершенствовать свою работу, потому что появляются новые фантастические возможности в музейном мире, с которыми нужно работать, - считает директор ульяновского музея-заповедника "Родина В.И. Ленина" Ирина Котова. - В Горках есть территории и возможности для новых выставочных пространств, для тех же новых технологий".
В Ульяновске свою музейную революцию уже пережили без жертв, там теперь бал правят мультимедиа, есть даже система дополненной реальности.
"При этом технологии совсем не ломают атмосферу и не меняют смыслы. Миссия музея остается, радость от общения зрителя с подлинным предметом истории остается, - уверяет Котова, - но единого шаблона концепций развития нет, для каждого музея она своя, и ее нужно обсуждать, прежде всего с сотрудниками Горок".
Эксперты считают, что если однажды у ленинского музея в Горках получилось стать самым технологичным, то получится и в этот раз. Были бы желание и поддержка государства.
Идем в гараж усадьбы. Его построила еще Зинаида Морозова - вдове известного предпринимателя усадьба "Горки" перешла в начале XX века. Уже тогда она приезжала сюда на автомобиле. И это ее "сменил" в Горках Ленин и умер в ее доме, в "будуарной" комнате, то есть в девичьей.
Берем у охранника ключ, распахиваем массивные двери. И вот то, что заставляет затаить дыхание всех посетителей музея-заповедника - вне зависимости от возраста, национальности и политических интересов. Единственный в мире "роллс-ройс" модели "Серебряный призрак" на - внимание! - гусеницах и лыжах. Этот автомобиль привезли для Ленина в 1922-м, тогда же на Путиловском заводе переделали английского "красавца" под русские реалии.
Экскурсоводы говорят, что автомобиль все еще на ходу, и практически все детали в нем подлинные, разве что самого "Серебряного призрака" однажды украли учащиеся ПТУ, приехавшие на экскурсию.
"Мы хотим сделать музей одного автомобиля, напичканный современными мультимедийными технологиями, чтобы показывать детали автомобиля, заглядывать в салон, чтобы можно было рассмотреть эту машину со всех сторон, да еще увидеть, как она едет!" - говорит Власов.
Сегодня можно смоделировать и путь Ленина, и самим с помощью технологий занять место водителя вождя. Это будет экстремальная поездка: Ильич любил быструю езду и не боялся резких поворотов.
Ленин за декорациями
Но если понятно, что делать с "роллс-ройсом" то как сделать интересными остальные почти 70 тысяч экспонатов? Пока что в заповеднике единой концепции действительно не просматривается. Кажется, "Горки Ленинские" - вообще не про единство стиля. С одной стороны - ленинский "Парфенон", с другой - морозовская усадьба Горки, чистой воды классицизм. Между ними аллея, на которую вот уже много лет свозят бюсты и памятники вождю, есть даже черный Ленин, до того стоявший на одном из московских заводов. Сразу за аллеей - киногород с деревянными постройками. За ним дача Деда Мороза, переделанная из старой кузницы. Есть еще древние курганы вятичей, музей крестьянского быта… "В истории Горок, как в капле воды, отразилась многовековая история России и ее культуры", - пытается оправдать смешение стилей и эпох экскурсовод.
Какофонию смыслов дополняет событийный туризм: в афише "Горок Ленинских" можно встретить Большой спас, "Хоровод хоров", праздники сена, топора, фестиваль хлеба и "Шапкофест". Даже о пчеловодстве рассказывают: на территории есть ульи. Кстати, пчелы облюбовали памятники вождю, садятся прямо ему на лоб. Бронзовый Ленин все стерпит, а был бы жив, кричал бы: "Забыли!", потому что ему ни одного события в афише не посвящено.
Ленин стал Фирсом? Вряд ли. В "Горки Ленинские" продолжают тысячами ехать поклонники вождя. "В основном это люди старшего поколения, а также китайцы, - говорит Борис Власов. - До ковида Горки их посещало до 14-15 тысяч в год. Сейчас мы к этим цифрам пытаемся вернуться, китайцы для нас - значимые гости".
Только за одно лето произошли два крупнейших международных события. Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй лично посадил сосну на Аллее дружбы России и Китая. А в августе Горки подписали договор о сотрудничестве с Союзом китайских предпринимателей в России.
Ленин как супербренд
В том, что в Горках главный герой - все же Ленин, а историю его жизни можно подавать современно, уверен и заведующий кафедрой истории России XX-XXI веков МГУ Сергей Девятов. На рубеже 80-90-х годов он был хранителем фондов музея "Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле", что теперь находится в Горках.
"Это мемориальная квартира, там сорок тысяч подлинных предметов, - рассказывает Девятов. - Есть уникальные вещи: эмигрантская литература, белогвардейская агитация, подарки Ленину, хранившиеся в его кабинете, - например, обезьянка, которую Ленину подарил в 1920 году американский бизнесмен Арманд Хаммер. Но, конечно, надо менять инфраструктуру и отношение к ней, потому что такие богатые фонды требуют экспонирования".
При этом Девятов подчеркивает, что усадьба Горки, в которой непосредственно жил Ленин, тоже должна стать "ламповым" местом: "Дворянский быт начала XX века теперь в моде, и музею надо и дальше развивать это направление. И не забывать про Зинаиду Морозову-Рейнбот".
Музей не забывает. Более того, в Горках наблюдается интереснейшее противостояние между Морозовой и Лениным. Зинаида Григорьевна, которая хоть и умерла в нищете, но пережила своего гонителя аж на 23 года, уверенно "выметает" историю вождя из Горок. Теперь тут больше рассказывают о семье Морозовой, о том самом дворянском быте, о мебели из карельской древесины, об уникальной системе вентиляции и телефонных аппаратах - кстати, во многом благодаря тому, что в Горках была связь, Ленин и выбрал это место под загородную резиденцию.
Но, кажется, у Морозовой нет шансов отодвинуть Ленина на второй план. Хотя бы потому, что тот самый уникальный быт здесь сохранил сам Владимир Ильич.
"Важно в истории с Лениным говорить еще и о том, что было до него, как и что произошло в 1917 году", - уверен народный артист России Игорь Бутман.
Музыкант ежегодно в августе проводит "Джазовые сезоны" в "Горках Ленинских". Сегодня это самое посещаемое событие в музее-заповеднике - около десяти тысяч зрителей. "Мы - из тех, кто может наполнить великолепный ландшафт усадьбы искусством. В интерьерах усадьбы это будет действовать хорошо", - говорит Бутман.
В "Горках Ленинских" есть траурная тропа - по ней несли гроб с телом вождя. Тропа эта для некоторых священна. По ней даже боятся ходить, поэтому рядом есть другая дорожка - в асфальте. Эти две идущие параллельно друг другу тропинки символизируют главные проблемы Горок - старое с новым здесь практически не пересекается, а идет рядом. Но современность диктует совсем другой образ музея.