Некоторые страховые компании считают, что отправка своему клиенту SMS-уведомления об организации восстановительного ремонта по полису ОСАГО - это полноценное направление на станцию технического обслуживания автомобилей для проведения восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения в натуральной форме. Однако это не так, считает финансовый уполномоченный Светлана Максимова.
Например, в Белгороде произошло ДТП с участием Ford Focus и Mercedes-Benz. Участники ДТП оформили европротокол. Владелица Mercedes-Benz обратилась в свою страховую компанию за возмещением. Страховщик организовал осмотр поврежденного автомобиля и по результатам направил на номер мобильного телефона заявителя SMS-уведомление об организации ремонта вместо полноценного направления на ремонт.
"Не получив в установленный законом срок полноценное направление, потерпевшая потребовала от страховой компании возмещение уже в денежной форме, на что имела право по закону. Но компания отказала в выплате, сославшись на то, что потерпевшей выдано направление на ремонт", - отметила Максимова.
Финансовый уполномоченный, к которому потом обратилась пострадавшая, исходя из того, что страховщиком не было выдано страхователю направление на ремонт, взыскал с компании страховое возмещение.
"Под надлежащей выдачей направления на восстановительный ремонт считается направление или вручение потребителю в установленный законом 20-тидневный срок документа (направления на восстановительный ремонт), содержащего все необходимые сведения", - отмечает финансовый уполномоченный.
Согласно Положению Банка России "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (пункт 4.22), страховая компания должна выдать потерпевшему направление на ремонт либо направить в письменном виде извещение об отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа. При этом, направление должно содержать ряд сведений (о потерпевшем, о договоре ОСАГО, о самом автомобиле и прочее).
При этом в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю.
Соответственно, финансовая организация, направив SMS-извещение о выдаче направления на ремонт, лишь проинформировала потребителя о выдаче направления на СТОА, не выдав такое направление.
Примечательно, что страховщик обжаловал это решение в судах, но все суды, включая Второй кассационный подтвердили правильность позиции финансового уполномоченного и оставили его решение в силе.