15.08.2022 10:48
Культура

Мариинский театр завершил 239-й сезон операми-буфф "Дон Паскуале" и "Итальянка в Алжире"

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (8829)
Абсолютно неожиданно, как многое происходит в Мариинском театре, под занавес сезона на Исторической сцене дуплетом появились сразу два роскошных образца итальянского bel canto -"Дон Паскуале" Гаэтано Доницетти и "Итальянка в Алжире" Джоаккино Россини. Стоя за дирижерским пультом, Валерий Гергиев, конечно, был главным действующим лицом обеих премьер.
Опера "Итальянка в Алжире". / Михаил Вильчук / Мариинский театр
Читать на сайте RG.RU

Для маэстро "Дон Паскуале", должно быть, особый спектакль. Это одна из первых опер, на которых в начале 80-х годов зарождалась его карьера тогда еще в Кировском театре. И нынешняя премьера - возобновление именно той постановки, сделанной режиссером Юрием Александровом в тандеме с художником Игорем Ивановым. Спектакль оказался столь успешным, что пару лет спустя "Ленфильм" выпустил его киноверсию (режиссер - Олег Рябоконь).

Сегодня этот спектакль, возобновлением которого занимался молодой режиссер и хореограф Илья Устьянцев, выглядит рутинерской зарисовкой. Оживить напудренные парики и камзолы, оправдать появление балета в стиле масок комедии dell'arte, а главное, рассмешить публику выходит делом совсем непростым и трудно реализуемым на практике. Хотя, явно в попытке сближения с аудиторией, театр идет на титанический эксперимент для солистов: утром оперу дают на русском, а вечером - на языке оригинала - итальянском. Правда, не сказать, что зритель, услышав родную речь, живее реагирует на приключения зловредного старикашки, захотевшего на склоне лет устроить свою личную жизнь. При этом русский текст заметно конфликтует и со смысловым, и с техническим аспектами, и с партитурой Доницетти.

Поэтому вечерний вариант спектакля, если не в театральном, так в музыкальном плане, выглядит несомненно выигрышнее. Тут и Ольга Пудова почти безукоризненно исполнила партию ловкой красавицы Норины, и Магеррам Гусейнов блестяще воплотил образ обманутого Паскуале.

Вообще Магеррам Гусейнов достоин упоминания в "Книге рекордов Гиннесса". Он за сутки спел три (!) спектакля. Вечером он был доном Паскуале, а уже утром и днем следующего дня алжирским беем Мустафой в "Итальянке в Алжире". И сделал это, нельзя не заметить, без потери актерского и вокального качества. Но признать этот опыт полезным для певческого голоса никак нельзя. И тенора Денис Закиров и Клим Тихонов, что спели всего по два спектакля за сутки, будучи поочередно и Эрнесто у Доницетти, и Линдоро у Россини, не могут записать эти выступления себе в актив. Но за выходные дни на девяти сценах Мариинка порой дает полтора десятка представлений, и солисты вынуждены осваивать стахановские методы работы.

Владимир Машков впервые привез театр Олега Табакова в Крым

Кстати, между сдвоенных и строенных показов премьерных спектаклей в новом, совсем недавно открывшимся Камерном зале имени Рахманинова с очень хорошей акустикой прошла, можно сказать, презентация или открытое прослушивание к одной из премьер будущего сезона - "Гугеноты" Мейербера. Молодые солисты, в основном глядя в пюпитр, исполняли под рояль ключевые арии, дуэты и ансамбли из знаменитой французской оперы, которая в России не идет почти девяносто лет. Вместе с публикой певцов, претендующих на участие в премьере, слушал и Валерий Гергиев… Более остальных запомнилась Дарья Росицкая, исполнившая знаменитую каватину Пажа "Nobles Seigneurs salut!". А уже два часа спустя певица пела Изабеллу - главную женскую партию в "Итальянке в Алжире".

Опера "Итальянка в Алжире". / Михаил Вильчук / Мариинский театр

Что касается премьеры оперы Россини, то в дуэте с признанным мастером сценографии - художником Вячеславом Окуневым - в качестве режиссера-постановщика выступила Екатерина Малая, до этого момента обладающая лишь ассистентским опытом. Получилась совсем несмешная, что промах для оперы-буфф, банальная кулинарно-банная история. Попытка тонко и с юмором высказаться на злободневную тему противостояния Востока и Запада, видно, заблудилась в четырех пластиковых пальмах-великанах, что составляли основу несменяемой декорации спектакля.

Опера "Итальянка в Алжире". / Михаил Вильчук / Мариинский театр

Финальное представление премьерного марафона стало бенефисом для Ильдара Абдразакова. Всемирно знаменитый бас в одной из своих коронных ролей - Мустафы был неподражаем: феноменально красивое пение он виртуозно совмещал с прекрасной актерской игрой, которая, правда, не всегда совпадала со скромными режиссерскими задумками, но доставляла истинное наслаждение публике.

Опера "Итальянка в Алжире". / Наташа Разина / Мариинский театр

И таким образом цель эскапизма, столь ожидаемая от сегодняшнего театра, была достигнута. А ее камертоном выступил оркестр Мариинского театра под дирижерской палочкой Валерия Гергиева, звучащий то саркастично, то лирично, но неизменно чутко и точно.

Кстати

240-й сезон Мариинский театр откроет уже 2 сентября "Пиковой дамой" Чайковского. Любопытно, но Большой театр свой новый сезон спустя чуть меньше двух недель, также начнет именно с этой оперы Петра Ильича. А Мариинка концертами 3 и 5 сентября в зале "Зарядье" даст старт своему московскому сезону. А первая премьера назначена на 1 октября. Речь об опере Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". Тема буффонады, наполненной скрытыми смыслами, как и формат возобновлений (это возвращение в репертуар постановки 1991 года: дирижер - Валерий Гергиев, режиссер - Александр Петров, художник - Вячеслав Окунев) найдут продолжение и в новом театральном году.

Музыкальный театр Санкт-Петербург