15.08.2022 06:48
Экономика

Диверсификация ОПК в России стала одним из условий развития промышленности

Текст:  Константин Бахарев (Пермь)
Российская газета - Спецвыпуск: Армия №179 (8827)
Доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) к 2025 году должна составлять 30 процентов, а к 2030 году - 50 процентов. Такую задачу поставил перед отраслью президент страны. Диверсификация становится одним из приоритетных направлений развития российской экономики.
Предприятие "ОДК-Пермские моторы" расширяет производство самолетных двигателей. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Заводы ОПК располагают необходимыми для этого компетенциями, кроме того, там имеются высококвалифицированные кадры. На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге форуме по диверсификации ОПК "Лидерство на гражданских рынках" было отмечено, что сейчас идет смена парадигмы. Увеличение выпуска продукции гражданского и двойного назначения сначала воспринималось как создание своего рода подушки безопасности для предприятий ОПК, которые постепенно должны были снижать гособоронзаказ. А сейчас диверсификация становится одним из важнейших условий для технологического суверенитета. И тут есть движение вперед: доля производства гражданской продукции в общем объеме организаций оборонной промышленности по итогам 2021 года приблизилась к 27 процентам.

- Большие объемы производства можно освоить, только тщательно спланировав свою деятельность, имея команду и горизонт планирования от трех до пяти лет, - отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак. - Предприятиям нужны заказы и оборотные средства. Значительная часть финансирования промышленности сегодня доступна. В том числе льготные кредиты для системообразующих предприятий по субсидированной ставке 11 процентов - объем обеспеченных кредитов может достигнуть 1,5 триллиона рублей.

При поддержке государства предприятия оборонного комплекса смогут не только обеспечить технологический суверенитет страны, но и стать локомотивом импортозамещения во всех отраслях экономики.

Наглядный пример - предприятия ОПК Пермского края. Сегодня там наращивается выпуск продукции гражданского и двойного назначения. Например, Пермская научно-производственная приборостроительная компания выпускает навигационные приборы для широкого спектра движущихся объектов, например кораблей всех типов.

Один на все четыре флота: кто поможет подводникам в аварийной ситуации

Пермский завод "Машиностроитель" с конца 60-х годов выпускал твердотопливные ракетные двигатели для нужд военно-промышленного комплекса и ракетно-космической отрасли. И еще во времена Советского Союза здесь началась диверсификация производства. Наряду с военной продукцией на "Машиностроителе" приступили к выпуску гражданских товаров, например автоприцепов "Скиф".

В 90-е годы, после снижения гособоронзаказа, здесь начали выпускать оборудование для нефтехимической и нефтедобывающей промышленности. А сейчас, кроме выпуска ракетных двигателей, на "Машиностроителе" изготавливают узлы для самолетного двигателя ПС-90.

- Наше предприятие в этом году было отмечено в числе наиболее успешных производств в сфере диверсификации, - рассказали "РГ" в отделе маркетинга завода "Машиностроитель". - И это не случайно. На развитие различных проектов в этой области мы направили полтора миллиарда рублей. Благодаря таким инвестициям появились новые производства, закуплено необходимое оборудование, построен новый заводской корпус. В сфере диверсификации за последние годы мы успешно освоили выпуск продукции для гражданской авиации, ветровой энергетики и прочего.

А пермские предприятия "ОДК-Пермские моторы" и "ОДК-Авиадвигатель" включились в расширение производства самолетных двигателей.

При поддержке государства предприятия ОПК смогут не только обеспечить технологический суверенитет страны, но и стать локомотивом экономики

На прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что гражданской авиации в нашей стране будет передано более тысячи самолетов.

Предполагается, что лайнеры будут преимущественно укомплектованы двигателями пермского производства - ПС-90А, ПД-14 и ПД-8 в кооперации с "ОДК-Сатурн". Пермские авиадвигатели сегодня собираются без импортных комплектующих, а национальный авиапарк станет полностью отечественным.

Самолет SSJ-100 с двигателем ПД-8 сертифицируют до конца 2023 года

- Самая главная задача - закончить сертификацию самолета МС-21-310 с нашим двигателем, - отметил Александр Иноземцев, заместитель генерального директора "Объединенной двигателестроительной корпорации". - Параллельно к ней мы уже получили предзаказ: с 2024 года - на выпуск 12 двигателей, потом - 24, потом - 36. Главное на сегодня - подготовка, разворачивание мощностей на всех предприятиях кооперации, которую мы создали.

Сегодня важность диверсификации производств очевидна, поскольку она значительно уменьшает риск зависимости от одного профиля заказов. Перестраивая производство, предприятие усиливает свои позиции на рынке. Одновременно уменьшается зависимость от поставок зарубежного оборудования, в том числе в таких важных отраслях экономики, как электроэнергетика, медицина и электроника.

Промышленность Пермский край