Один на все четыре флота: кто поможет подводникам в аварийной ситуации

На военно-техническом форуме "Армия-2022", который начинает работу в понедельник, 15 августа, среди прочих важных тем будут рассмотрены актуальные проблемы, связанные с развитием поисково-спасательных средств в интересах ВМФ и, в частности, его подводных сил.

Спасательное судно "Игорь Белоусов".
Спасательное судно "Игорь Белоусов". / Ильдус Гилязутдинов / РИА Новости

Специальное и первое в истории современной России спасательное судно для оказания помощи экипажам подводных лодок, оказавшимся на грунте или в другом тяжелом положении, начали строить в 2005 году. Получившее в момент закладки имя "Игорь Белоусов", оно было спущено на воду в 2012-м, принято заказчиком в 2015-м, а прибыло к месту службы на Тихоокеанский флот в 2016-м.

Тогда же, осенью 2015 года, под заголовком "Позывной надежды - "Игорь Белосоусов" мы подробно, с использованием инфографики, рассказали в "Российской газете" об устройстве корабля-спасателя, его глубоководном комплексе ГВК-450 и тех сложностях, которые возникали на различных этапах создания, вплоть до финальных испытаний. Накануне важного события и после было много разноречивых комментариев, как и по какому пути должны развиваться аварийно-спасательные средства и сама эта служба в российском ВМФ с акцентом на его подводные силы.

С тех пор прошло еще семь лет. Однако строительство серии из трех спасательных судов проекта 21300 (по одному для каждого флота), что ожидалась вслед за "Игорем Белоусовым", так и не началось. Те, кто выступал и выступает за создание специализированных судов с глубоководными водолазными комплексами, бьют тревогу и не устают напоминать: "В период создания и активного использования океанского флота серьезность этой проблемы и ее жизненную важность для флота понимали очень хорошо. Суда-спасатели с глубоководными водолазными комплексами на борту существовали на всех флотах: на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах - по 5 судов, на Балтийском - 7 судов".

А что потом? К концу 90-х практически все суда-спасатели были выведены из состава флота и утилизированы. В начале 2000-х в строю оставались только два спасательных судна: "Эпрон" постройки 1958 года на Черном море и построенный в 1984-м "Алагез" - один на весь Тихоокеанский флот. Оба они, по оценке специалистов-глубоководников, "устарели и технически, и морально".

Пришедший на ТОФ "Игорь Белоусов" в каком-то отношении ситуацию поправил. Как сообщалось, с его борта "в 2017 году было проведено погружение на 317 метров". А в октябре 2018-го - рекордное погружение в водолазном колоколе на глубину 416 метров". В августе 2020 года "Игорь Белоусов" принял участие в специальных тренировках на случай нештатного приводнения космического корабля "Союз", который впервые стартовал с Байконура по новой траектории выхода на орбиту. РКК "Энергия" и "Роскосмос" вели об этом специальный репортаж…

Но вот как смотрят на это сторонники другого подхода к развитию аварийно-спасательных сил в интересах подводного флота.

Доктор технических наук В.Н. Илюхин, долгое время работавший в Крыловском научном центре (ранее - ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова), убежденно заявляет, что технология водолазных погружений методом длительного пребывания (для чего и требуется дорогостоящие комплексы типа ГВК-450), как и установление рекордов в таких погружениях - это "технологии вчерашнего дня". А приоритетным направлением, по его мнению, должна стать разработка технологий спасания экипажей АПЛ с более широким применением отечественных робототехнических комплексов, а также создание и развитие аэромобильной системы спасания подводников.

- В некоторых СМИ, - аргументирует свою позицию Виктор Илюхин, - приводятся мнения о том, что без ГВК-450 и специально подготовленных водолазов подводников не спасти. Это не совсем так…

Погружение водолазного колокола на спасательном судне "Игорь Белоусов". Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

И поясняет, что "мокрым" способом - с участием водолазов и водолазного колокола - можно спасти за один прием не более трех подводников, причем с глубин не более 200 метров. А в СГА (спасательном глубоководном аппарате) можно снять с аварийной субмарины сразу 18-20 человек - минуя водную среду и без спасательного снаряжения.

- Именно поэтому главным средством спасения подводников на том же "Игоре Белоусове" является не ГВК-450, как это иногда утверждается, а СГА "Бестер" и барокамеры для размещения и декомпрессии подводников, поднятых с большой глубины…

Спасательный глубоководный аппарат "Бестер-1". Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Оба этих подхода нашли отражение в "Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года", которая одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ и в феврале 2014 года утверждена министром обороны. К этому дню руководством ВМФ, специалистами на флотах, в профильных КБ и на предприятиях промышленности реализовано немало давно назревших мер.

Переработаны и утверждены обновленные документы, регламентирующие порядок действий при спасении аварийных подводных лодок. Принято на снабжение новое спасательное снаряжения подводника ССП-М, регулярно проводятся учения по отработке действий в случае возникновения аварийной ситуации. Создан мобильный комплект глубоководных пеналов КГП-300 для поддержания жизнедеятельности подводников. Конструкторские бюро - проектанты подводных лодок выполнили проработки и внедрили на некоторых ПЛ более совершенные системы шлюзования, а на существующих СГА выполнены модернизационные работы.

На третьем этапе мероприятий (2021-2025), предусмотренных той же "Концепцией…", важнейшей задачей определено создание аэромобильной системы спасания подводников. С таким расчетом, чтобы в этой системе были задействованы не только специализированные, но и дооборудованные нужным образом суда, корабли и боевые подводные лодки.

- Опыт проведения большинства поисковых и аварийно-спасательных работ свидетельствует о том, что к их выполнению привлекаются все спасательные суда независимо от ведомственной принадлежности, включая зарубежные, - акцентирует Виктор Илюхин.

Наряду с этим ставится задача разработать особые средства спасания в Арктике, в том числе спасения подо льдом - с учетом все более активного использования там подводного флота. А на строящиеся и уже действующие подводные лодки в ходе их модернизации предписано установить унифицированный спасательный люк, совместимый с системой шлюзования спасательных глубоководных аппаратов.

Сторонники разных подходов едины в одном: при всем уже сказанном крайне важным остается внедрение более совершенного комплекса спасательных средств для самостоятельного выхода подводников с аварийной ПЛ.

Официально

Как следует из программы военно-технического форума "Армия-2022", в рамках круглого стола "Направления развития отечественных технологий проведения морских поисковых и спасательных операций", который организует 20 августа Главное командование ВМФ России, предлагается обсудить порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов власти в субъектах РФ и профильных организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море, а также поисково-спасательного обеспечения в Арктической зоне. Будут рассмотрены перспективные образцы морской спасательной техники и проблемные вопросы развития спасательных технологий, реализации техники и комплектующих к ней̆.

НОВОСТИ ПРОЕКТА