16.08.2022 20:47
Экономика

Может ли переработка сырья стать альтернативой его поставкам за границу

Текст:  Тихонов Сергей
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (8829)
Каждый раз, когда говорят об альтернативах России экспорту нефти и газа, вспоминают про переработку сырья как возможность, не снижая добычу углеводородов, получить дополнительный доход от богатств наших недр. В этом есть доля истины, но проблема в том, что отдельно переработка сырья и нефтегазохимия развиваться не могут. Нужен стабильный спрос предприятий, которые будут из ее продукции производить товар, и рынок сбыта для него.
Читать на сайте RG.RU

Не случайно все крупнейшие нефтехимические предприятия построены вблизи заводов, производящих товары из их продукции. Самый яркий последний пример в нашей стране - это Амурский газоперерабатывающий завод (Амурский ГПЗ) "Газпрома", рядом с которым строится главный потребитель его продукции Амурский газохимический комплекс (Амурский ГХК) "Сибура". На "Амурском ГПЗ" будут производиться этан, пропан и бутан, поставляться на "Амурский ГХК", который будет выпускать полиэтилен и полипропилен. Их, помимо удовлетворения нужд внутреннего рынка, планируют экспортировать в Китай, граница с которым находится совсем рядом.

Вроде все просто, но, если обратиться к цифрам, выходит не все так радужно. "Амурский ГПЗ" станет вторым в мире предприятием по объемам переработки природного газа - до 42 млрд кубометров в год. На полную мощность завод выйдет в 2025 году. Для сравнения: экспорт трубопроводного газа из России в Европу, без учета Турции и Беларуси, в 2021 году составил около 140 млрд кубометров. Всего в России добывается ежегодно более 700 млрд кубометров газа, большая часть которого используется на внутреннем рынке для генерации электричества, теплоснабжения и бытовых нужд.

С нефтью ситуация немного другая. В 2021 году было добыто 524 млн тонн нефти, из которых на экспорт было отправлено 225 млн тонн, а на переработку - 288 млн тонн. Где-то треть полученной в результате переработки продукции было продано за границу. В основном это были нефтепродукты - дизельное топливо и мазут.

У нас с 2011 года реализуется программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), по предварительным итогам которой уже сейчас глубина переработки нефти на большинстве российских предприятий находится на уровне европейских НПЗ, отмечает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Частью этой программы является развитие нефтегазохимии, то есть производство продукции с повышенной добавленной стоимостью. Но полностью заместить простой экспорт сырья перерабатывающие и химические производства не смогут. Хотя бы потому, что в других странах также есть и активно развивается нефтегазохимия и приоритет на этих рынках будет отдаваться местным производителям, считает Фролов.

Три причины, почему ЕС не откажется от российской нефти

Глобальный рынок нефтегазохимии растет на 3-5% ежегодно, но сам размер этого рынка невелик, отмечает директор практики "Газ и химия" VYGON Consulting Дмитрий Акишин. Например, все мировое производство метанола и аммиака потребляет не более 300 млрд кубометров газа в год, что составляет меньше половины российской добычи.

При этом доля России на мировом рынке нефтегазохимии весьма незначительна - 2,5-3%, уточняет заместитель руководителя практики Управленческого консалтинга Группы "Деловой профиль" Александра Шнипова. Наш нефтегазовый сектор предпочитает экспортировать сырую нефть и природный газ, в то время как высокомаржинальное производство нефтехимической продукции осуществляется за рубежом.

Полностью заменить экспорт сырья перерабатывающие и химические производства не смогут

Остается внутреннее потребление. Но сейчас в России, как отмечает Акишин, большинство новых проектов в нефтегазохимии ориентировано на внешние рынки, поскольку существующих отечественных мощностей достаточно для покрытия роста внутреннего спроса даже на горизонте ближайших 10-20 лет.

/ Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Сергей Тихонов

Перспективы же роста экспорта нашей нефтегазохимической продукции достаточно неплохие. Индия и Китай являются и в долгосрочной перспективе останутся нетто-импортерами по многим продуктам нефтегазохимии, отмечает Акишин. Для Китая это в первую очередь метанол и пластики, Индия - один из крупнейших импортеров удобрений. При этом низкая стоимость сырья в России позволяет обеспечить высокую конкурентоспособность российской продукции на этих растущих рынках, даже несмотря на большое логистическое плечо.

До введения санкций против России ожидалось увеличение присутствия отечественной продукции нефтегазохимии на мировом рынке до 7-8% к 2030 году, уточняет Шнипова. Санкции ограничили доступ российских компаний к импортному оборудованию и технологиям, что может привести к приостановке некоторых проектов, ориентированных на зарубежные решения. В то же время Иран, также находящийся под санкциями уже более 40 лет, сделал ставку на развитие своей нефтехимической отрасли, которая ежегодно обеспечивает около 16-18 млрд долларов экспортной выручки в год, отмечает эксперт.

Для сравнения: экспортная выручка только "Газпрома" за 2021 год составила 55,5 млрд долларов.

Нефть и газ