Для нас в создавшейся ситуации тоже нет ничего хорошего. Экспорт на Запад был отлажен технически, приносил стабильный доход в бюджет, и именно от его объемов где-то на четверть зависела добыча нефти. А если учитывать еще и объемы поставок в Европу наших нефтепродуктов, то около 35-40% нефти в России добывалось под западных импортеров. А добыча нефти остается главным источником дохода нашего бюджета (в 2021 году - более 35%). Из-за проблем с европейским импортом она сократилась лишь временно.
По данным Bloomberg, уже в июле Россия вышла на февральские показатели производства - 10,8 млн баррелей в сутки. В ОПЕК ожидают, что к концу года наша добыча составит 10,9 млн баррелей в сутки. Часть поставок удалось перенаправить в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), но большой объем нефти продолжает поставляться в Европу.
Во-первых, по нефтепроводу "Дружба" (пока поставки по нему в Евросоюзе не собираются запрещать). Во-вторых, морем - танкерами как официально, так и в составе смесей с нефтью из других стран.
В итоге стоимость нефти остается на очень высоком уровне - около 100 долларов за баррель, и ожидается, что снижения котировок осенью не произойдет. В Европе есть локальный дефицит нефти и топлива, связанный с ограничениями поставок российского сырья, а отечественные компании теряют прибыль из-за вынужденных скидок для азиатских покупателей, а также увеличения стоимости транспортировки и сроков доставки своего товара.
Едва ли такое положение сможет продлиться очень долго. Нарушения в естественных экономических связях имеют свойство восстанавливаться со временем, невзирая ни на какие политические и идеологические разногласия. Можно выделить три блока причин, почему Европа и Россия неизбежно возобновят тесное сотрудничество в сфере энергетики.
Россия поставляет нефть в Европу уже больше 100 лет. Построена портовая и трубопроводная инфраструктура, есть давние связи с европейскими компаниями. При этом наша страна географически ближайший поставщик нефти для Европы. Поспорить с ней в этом могут только страны Северной Африки и Ближнего Востока. Но Ливия и Алжир однозначно проигрывают нашей стране по объемам экспорта, а ближневосточным странам проще экспортировать нефть в АТР. Не приходится проходить Суэцкий канал, спрос стабилен, поставки налажены.
Если бы у ближневосточных стран были достаточные свободные мощности для увеличения поставок в Европу, проблемы бы не было. Но судя по всему, их нет. Только страны ОПЕК в июле отстали от целевых показателей производства по сделке ОПЕК+ на 1,24 млн баррелей в сутки. Все же участники нефтяного альянса, включая Россию, недовыполнили план на 2,74 млн баррелей в сутки. А это означает, что взять дополнительные объемы нероссийской нефти возможно, только перебив ценой предложения других покупателей. И если Европа захочет замещать нашу нефть поставками из других стран, то ей придется хорошо заплатить. А это рост котировок барреля, цен на другие энергоносители и, как следствие, инфляция, снижение уровня жизни, рост бедности, социальная нестабильность.
Основной потребитель нефти в Европе - Германия. Здесь доля поставок из России в импорте доходит до 20%, а в целом страна потребляет от 105 до 130 млн тонн нефти в год. Еще больше российского сырья отправляется в Нидерланды (в 2021 году - почти 37,5 млн тонн), которые значительную часть импортируемых объемов перепродают другим покупателям. Большинство крупнейших импортеров российской нефти находятся на севере Западной Европы или в Центральной Европе. Из стран Южной Европы крупным импортером нашего сырья является только Италия. А в логистике поставки с Ближнего Востока в Бельгию, Нидерланды, Германию, Венгрию, Словакию, в северные порты Франции, а тем более в страны Прибалтики проигрывают импорту из России.
Впрочем, сейчас много говорят о возможности рецессии мировой экономики, что повлечет за собой обрушение спроса и цен на энергоресурсы. Риск экономического спада действительно велик. Казалось бы, тогда Европа сможет выбирать, где и какую нефть покупать? Но опять, нет. Для успешного выхода из рецессии придется быть предельно прагматичными и рациональными. А с учетом существующей инфраструктуры и географического положения придется вернуться к закупкам энергетических ресурсов в России.
Нефть, добываемая в разных странах, отличается по своим характеристикам. Это на огромной территории России можно найти малосернистую, сернистую и высокосернистую нефть, хотя и здесь пропорции неравномерны. Причем даже наша самая известная марка нефти Urals - не более как смесь малосернистой нефти Западной Сибири и более тяжелых и сернистых сортов Урала и Поволжья. В большинстве стран преобладает добыча какого-то одного-двух сортов нефти с разных месторождений. Европейские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) часто адаптированы для работы именно с российской нефтью. И просто поменять один сорт нефти на другой не получится.
В самом сложном положении НПЗ, которые находятся в глубине европейского континента, "привязанные к трубе", поясняет доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Другие предприятия из стран, имеющих выходы к морю и которые обладают достаточной технологической гибкостью, могут переориентироваться на другие сорта нефти. В частности, на сырье, добываемое на североморских месторождениях. Ранее нефть с них шла в основном на азиатские НПЗ, поясняет эксперт.
Остальным, менее гибким заводам придется переформатировать производство, что весьма дорого. Мало того что придется остановить НПЗ на длительное время, так еще и надо будет заменить значительную часть оборудования, перепланировать производственные линии, поясняет начальник управления аналитических исследований ИК "ИВА Партнерс" Дмитрий Александров..
Сейчас можно часто услышать, что выжить Европе поможет нефть из США. Но характеристики российской нефти (в Европу поставляется Urals - сернистый сорт) сильно отличаются от американской. Можно смешать малосернистую нефть из США с высокосернистой из другой страны, получив смесь нужного качества, но для этого нужно найти поставщика высокосернистой нефти. А такие сорта нефти сейчас в дефиците. Их закупают заводы в США, Китае, Индии, некоторые страны АТР и Европы.
Основными источниками высокосернистого сырья для европейского рынка потенциально могут стать поставки из Ирака и Саудовской Аравии, но нефть из ближневосточных стран экспортируется преимущественно в страны Азии, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Наращивание поставок на европейский рынок потребует от ближневосточных производителей увеличения добычи, которая сейчас остается в пределах квот ОПЕК+. А нефтяной альянс сейчас весьма настороженно относится к росту производства, считает Родионов.
Наиболее приемлемой заменой для российской нефти могли бы стать поставки из Ирана и Венесуэлы, но против этих стран Запад также ведет санкционную войну, отмечает Андрианов. Недавно поднимался вопрос о разрешении итальянской Eni и испанской Repsol возобновить поставки сырья в Европу из Венесуэлы, но пока никакой информации о начале поставок не было, уточняет эксперт.
Европа принимала санкции против России по политическим причинам. Но мы остаемся самыми ближайшими соседями географически, и никакими санкциями этого не изменить. Очень долгое время Россия была не только экономическим партнером Европы, но и страной со схожей культурой и близкими традициями. Китай же с конца XX века был конкурентом Европы во всех сферах. В этой же роли находится Индия, хоть она и взращивалась Западом как противовес китайскому экономическому чуду.
Для стран Ближнего Востока и Африки территория Европы - просто место для ведения бизнеса и пристанище для беженцев в периоды экономических катаклизмов. Никаких тесных связей, кроме воспоминаний о беспощадной эксплуатации природных ресурсов в период колониализма со стороны стран Запада, у них нет. Тем более речь не идет о культурной общности или признании так сейчас пропагандируемых в Европе "ценностей свободного мира".
У России с Европой, несмотря на все существующие противоречия, таких разногласий нет. Да, спесивость Запада сейчас вызывает большое отторжение, но глобальная конфронтация есть только на политическом поле. А дальше все просто. Необходимость экономического партнерства сделает свое дело, политика уйдет на второй план. Другое дело, сколько на это потребуется времени. В масштабах истории, вероятно, немного, но процесс может затянуться на годы.