Эти результаты можно считать убедительным успехом белорусской промышленности. Ведь конкурировать на российском рынке минским автобусостроителям приходится не только с упомянутым ПАЗом, но и НЕФАЗом, за спиной которого стоит мощный КАМАЗ, ЛИАЗом, обладающим солидными производственными традициями, китайскими брендами. Кстати, в одну из недель минувшего мая белорусский МАЗ и вовсе стал самым популярным на рынке новых автобусов в России.
Победа оказалась неслучайной. К ней минские машиностроители шли не один год. Начнем с того, что практически весь наземный городской автотранспорт в Беларуси сегодня отечественного производства. Несколько раз городские и междугородние модели минских автобусов признавались лучшими и на московской международной выставке "Комтранс".
Многие тысячи белорусских машин эксплуатируются в самых разных уголках России, в том числе в северных и дальневосточных регионах. А в Санкт-Петербурге на их долю приходится около четверти всего пассажирского автопарка. В нынешнем году здесь намерены приобрести еще около 900 минских автобусов большой вместимости, в том числе работающих на экологически чистом газовом топливе. Более половины из них уже перевозят жителей города на Неве, что отчасти и отразила упомянутая статистика продаж.
С введением против России (а еще ранее - против Беларуси) западных санкций интерес к минским автобусам только возрос. Об этом, посещая МАЗ, заявил посол РФ в Беларуси Борис Грызлов. Побывали здесь с целью ознакомления с перспективами развития сотрудничества и губернаторы Санкт-Петербурга, Ленинградской, Самарской, Курской областей, Пермского края и других российских регионов. В ответ на этот интерес в Минске началось производство "антисанкционного" автобуса, в котором двигатели, коробки перемены передач, мосты и другие узлы и детали, ранее поступавшие из Европы и США, заменены на белорусские, российские или из дружественных стран.
Новая машина внешне не отличается от ранее выпускавшихся, практически ни в чем им не уступает и с технической точки зрения, разве что сидячих мест на два меньше. "Антисанкционные" МАЗ прошли сертификацию и уже поступают заказчикам. Недавно обновленные автобусы поступили на эксплуатацию в российскую Казань и белорусский Полоцк.
По статистике за январь - июль этого года в России продано 7219 новых автобусов, что на процент больше, чем за аналогичный период 2021-го. Прирост небольшой, но говорит об оживлении экономической ситуации. В это число входит 121 электробус. И в этом сегменте у белорусских производителей автобусов, освоивших уже несколько моделей городского электротранспорта, открываются большие перспективы.