17.08.2022 01:26
Культура

Народная артистка Якутии читает на родном языке стихи русских поэтов

Текст:  Александр Ярошенко (Якутск)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №182 (8830)
В Якутии ее называют матерью нации. Она сыграла в национальном театре множество ролей, комичных и монументальных - от Медеи до бурундука. Первой перевела на якутский язык "Реквием" Ахматовой, читала его на республиканском радио. После этих поэтических программ редакцию заваливали письмами.
"А вы правда про меня в газете напишете? Мне просто не верится, М что в Москве интересна тетка из Якутии". / Михаил Ефремов
Читать на сайте RG.RU

Год назад она похоронила взрослого сына, второй ее сын 15 лет прикован к постели.

"Несу свой крест и не плачу. Буду плакать - им хуже будет", - тихо-тихо говорит Зоя Багынанова. Характер.

Из доярок в артистки

Таксист подпрыгнул до самого потолка салона машины, когда узнал, что везет меня в гости к народной артистке Якутии Зое Багынановой.

- Вы передайте ей, пожалуйста, что я ее очень люблю. Она так на мою бабушку похожа, я иногда вижу ее в городе, но стесняюсь подойти, - смущенной скороговоркой выпалил парень.

Дверь квартиры была раскрыта настежь.

- У меня нет номера на двери, думаю, вдруг не найдете, - непосредственно заметила хозяйка.

Улыбчивая, с теплыми, полными любви глазами. На голове шапка смоляных волос.

- Помню, отец с работы идет и говорит: "Вижу - Зойка, но не пойму, задом она ко мне стоит или передом. Везде чернявая", - хохочет Зоя Петровна.

... А всего несколько дней назад ее "хоронили". Она снимается в новом фильме, где ее героиню хоронят.

Колыма и Якутия возглавили рейтинг регионов с "суперзарплатами"

Велела режиссеру найти сетку говяжьего нутряного жира. "Гримеры на лицо жир положили, и сцена получилась очень правдивой. Мы так в детстве в деревне делали, когда дурачились".

Мать называла ее "вымоленной" - до рождения Зои ее родители похоронили восьмерых младенцев. Потом усыновили двух сирот, а через год родилась она. А после нее еще брат и сестра. И все выжили!

Зою в родном селе с детства звали "артисткой", она еще в школьной самодеятельности играла злую старуху, которая на чем свет стоит проклинала бога.

- Отец говорил: ты так страшно это делаешь, мне аж не по себе.

Правдивость она подмечала у соседской старухи, которая по утрам приходила к ним с "последними известиями". Когда она рассказывала, кто как кого ударил, напившись вина, то падала со стула почти замертво, изображая сцену у магазина.

Когда Зое исполнилось 16 лет, в стране звучал призыв к молодежи: "Комсомольцы, езжайте работать на фермы!" И она поехала. За ней закрепили группу коров и отправили на покосы. Случайно встретила знакомого, который сказал, что в райцентре отбирают юные таланты для учебы в Москве. Педагоги из легендарного Щепкинского училища набирали студентов в якутскую студию. Они с подругой бросили ферму и рванули в артистки. Лодка, в которую села Зоя, завелась и уплыла. А на лодке подруги мотор не завелся. Судьба!

Ей дали творческое задание: показать, что за ней в лесу гонится разбойник.

- Я заскочила в аудиторию, под стол приемной комиссии забилась и так кричала, что они перепугались, - улыбается актриса.

"Красивый, как Тихонов, но пил и бил..."

К Москве девушка привыкала долго, ей казалось, что двухэтажные дома на сваях в Якутии выше, чем столичные девятиэтажки. В Первопрестольной ей не хватало родных морозов. Зимой могла запросто ходить в тонких чулках, чем приводила москвичей в изумление.

Актерскому мастерству училась легко, иногда ей казалось, что это вовсе не учеба, все это она видела в жизни своих односельчан. На последнем курсе вышла замуж за земляка-однокурсника.

- Красивый был, в серой кепке, с папироской, хорошо на гармошке играл. Точно как Тихонов в картине "Дело было в Пенькове", - вспоминает Зоя Петровна.

После окончания "Щепки" они приехали в якутский райцентр Нюрба, работали в колхозном театре. Родила двух сыновей - в своей деревне под присмотром фельдшера, при родах не произнесла и звука.

- Терпеливость у меня от матери. Она за жизнь слезинки не уронила.

Работа любимая, дети здоровые. Сельский театр арктическими зимами промерзал насквозь, на что якутская артистка не обращала и малейшего внимания. Но не ладилась семейная жизнь: муж пил горькую и часто поднимал на нее руку. Терпела семь лет, бросила его в одну минуту. Мамин характер.

Судьба ее испытывала нещадно. Второй раз вышла за режиссера - вдовца Федота Потапова. В одно мгновенье стала матерью пятерых детей. Много играла в национальном Саха театре, купалась в глубоких ролях якутской классики.

Крест материнский и актерский

Все оборвалось в 1983 году. В театр пришел новый режиссер и объявил, что артистка Багынанова и ее муж-режиссер разрушат его творческую концепцию. В Якутске работы не было никакой, в семье пятеро детей. Уехали в Нерюнгри, где открылся кукольный театр. Еще вчера она играла Медею, а тут пришлось стать за ширму и голосом изображать бурундучка.

Якутский фильм "Ыт" взял Гран-при кинофестиваля в Чебоксарах

Единственный раз она не сдержала слез - когда услышала аплодисменты своему деревянному волку, который убегал со сказочного пира.

У нее проникновенный, сердечный голос и безукоризненная дикция, от безролья спасалась поэзией.

Перевела на якутский язык "Реквием" Ахматовой. На якутском читала и стихи Цветаевой.

Много ездила с концертами по родной республике. В сельских клубах старики потом подходили к ней и целовали руки.

Признается, что самый строгий зритель - в родном Верхневилюйском районе. Однажды там играли пьесу, в которой пять невесток не пускали на порог старую свекровь. Народ в клубе сдавленно ахал, следя за коварностью неблагодарных женщин. "Наша Зоя не может ее не приютить. У них же вся семья добрая", - шептались земляки.

- А у меня была роль самой злой невестки, так некоторые потом говорили: "Ой, что с Зоей стало, как ее жизнь поменяла..." - улыбаясь, вспоминает она.

10 лет назад инсульт разбил ее старшего сына. Невестка поухаживала годок-другой и сказала "извините". И она все эти долгие годы молча и терпеливо несет материнский крест.

Год назад вошла в спальню младшего сына и обнаружила его там бездыханным.

- Никто моих слез не видел. Мама научила не плакать, когда мы плачем - нашим родным хуже, - убеждена актриса.

Три года назад она снялась в картине якутского режиссера Дмитрия Давыдова "Нет бога кроме меня". Там у нее главная роль. Зоя Багынанова проживает жизнь больной Альцгеймером старухи, ради которой 40-летний сын бросает привычную жизнь в селе и уезжает в город. Экранизированная деревенская проза получилась пронзительно достоверной. Картина собрала много фестивальных призов, а в самой Якутии ее, кажется, смотрел каждый.

Несколько месяцев после премьеры актрисе было непросто дойти до ближайшего магазина, люди останавливали на улице и признавались в любви.

- А я никогда не играю. Я просто живу в предлагаемых мне обстоятельствах. Живу так, как жила бы моя героиня.

Она сегодня на четверть ставки играет в национальном якутском театре. Ждет не дождется начала нового сезона - режиссер пообещал роль Гурмыжской в пьесе "Лес" Александра Островского.

Вечерами учит поэзию, говорит, что стихов знает сотни.

- Стихи меня спасают. Именно в них я нахожу ответы на многие вопросы.

А на даче до осени обязательно построит якутский балаган, традиционный национальный зимний дом. Деревянный, с земляным полом и с камельком внутри.

"Моя душа лечится только у камелька. Как в детстве. Все эти печки не то. Понимаете?"

Белесая полярная ночь опускалась на Якутск, я засобирался в гостиницу.

- А вы правда про меня в московской газете напишете? Про меня всегда писали только в местных газетах. Мне просто не верится, что в Москве интересна тетка из Якутии, - по-детски заметила звезда Севера.

Из биографии

Зоя Багынанова родилась в 1942 году в селе Далыр Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия).

Выпускница театрального училища им. Щепкина, с 1991 г. работает в Саха академическом театре им. П.А. Ойунского. Перевела на якутский язык множество произведений Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, сыграла в 70 спектаклях. Снимается в якутском кино. Народная артистка Якутии.

Культура Якутия