16.08.2022 20:16
Общество

Только треть старых шин попадает на переработку

Текст:  Елена Мационг ("Российская газета", Югра)
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (8829)
Каждый год в стране образуется миллион тонн отработавших свой век автомобильных шин. И только треть из них попадает на переработку. Остальные оказываются на многочисленных нелегальных свалках. В чем причина и как избавиться от шинных "клондайков" - в интервью с заместителем генерального директора ППК "Российский экологический оператор" Алексеем Макрушиным.
Читать на сайте RG.RU
/ Татьяна Андреева

Алексей, любой, кому приходилось менять старые шины на новые, прекрасно знает: в контейнер их выбрасывать нельзя, иначе получишь штраф, а в специальных пунктах приема за каждую возьмут не меньше 160-200 рублей. То есть за все про все надо выложить рублей 800 плюс шины туда еще нужно доставить. В итоге в лесах, на берегах рек часто настоящие залежи старых покрышек. Что с этим делать?

Алексей Макрушин: Весь казус ситуации состоит в том, что, когда человек покупает машину, он уже оплачивает экологический сбор за переработку шин. И по идее никому ни за что платить не должен. Но вся проблема в том, что у нас пока не заработал в полную силу механизм расширенной ответственности производителей и импортеров, которые должны отвечать за сбор и утилизацию шин.

Что это такое и как он должен работать применительно к каждому из автомобилистов?

Алексей Макрушин: Предположим, вы приехали в сервис поменять шины и, если старые вам не нужны, оставляете их там абсолютно бесплатно. Оттуда их забирают компании, занимающиеся утилизацией, и отвозят на переработку. Они же занимаются сбором всех старых покрышек со свалок по всей стране, а все их затраты оплачивают предприятия-производители и импортеры шин за счет тех средств, которые мы с вами уже внесли при покупке машины. Так система отлаженно работает во многих странах мира. Так и мы задумывали ее осуществить шесть лет назад.

РЭО: Почти 15% стеклобоя для переработки поставлялось в Россию из-за рубежа

Как все логично и просто, а почему не работает на деле?

Алексей Макрушин: Не отлажены экономические рычаги этой системы. Сегодня в большинстве стран мира ставка экологического сбора составляет 1-2 евро. Если перевести на рубли, то это примерно сто рублей за утилизацию одной шины. И на самом деле это хорошие деньги. Если бы занимающимся переработкой платили сто рублей, этих денег им было бы вполне достаточно, чтобы шину найти хоть за тридевять земель и привезти на утилизацию. Но у нас ставка экологического сбора значительно меньше, а если мы учтем еще и действующие нормативы утилизации, то получится, что за одну старую покрышку переработчикам готовы платить только 20 рублей. Конечно, им невыгодно за такие деньги заниматься сбором и утилизацией. Особенно в отдаленных, труднодоступных регионах.

Да, в северных территориях страны есть просто гигантские свалки шин. Так, в Югре под Нижневартовском на одном из полигонов за полвека скопилось 1,2 миллиона покрышек, свалка занимает 16 гектаров. Все попытки что-то с ней сделать пока ни к каким результатам не привели. Разве что блогеры периодически проводят на жутковатых отвалах свои фотосессии...

Алексей Макрушин: Да, и таких свалок по всей стране немало. Если система расширенной ответственности производителей заработает в полную силу, я уверен, через полгода-год у нас не будут скапливаться свежие отработанные шины, а через три - пять лет мы постепенно переработаем и все скопившиеся за десятилетия залежи.

А что мешает запустить технологию на полную мощность?

Алексей Макрушин: Пока идут довольно жаркие споры вокруг поправок к законодательству о расширенном механизме ответственности производителей. Одни убеждены, что экологический сбор нужно поднимать и переходить к 100-процентному нормативу утилизации, другие считают, что это увеличит нагрузку на потребителей и переходить к повышению нужно очень плавно.

Под Нижневартовском скопилось 1,2 миллиона покрышек, свалка занимает 16 гектаров. На ее жутковатых отвалах блогеры снимают видео в жанре хоррор

Да, но по факту уже сегодня за утилизацию нам предлагают заплатить сумму почти в два раза большую, чем могла бы быть заложена в экосбор. Еще и свалки продолжают расти.

Алексей Макрушин: Получается так. Но если сумму сбора правильно рассчитать, так, чтобы она покрывала расходы переработчиков, тогда система заработает. Им самим будет выгодно искать и собирать покрышки для переработки, потому что им будут давать за это деньги. И мы не увидим ни одной отработанной шины ни возле контейнерных площадок, ни в лесу.

А что можно сделать из старых шин?

Алексей Макрушин: В случае с покрышками полный рециклинг, то есть переработка резины в резину, так чтобы ее снова можно было использовать по прямому назначению, очень дорог и сложен. Дело в том, что при изготовлении резина для шин проходит процесс вулканизации и обратно запустить эту технологию нельзя. Но есть масса других способов извлечь пользу из старых покрышек. Думаю, все видели цветное и эластичное покрытие на детских и спортивных площадках, оно как раз делается из измельченных шин. Есть и химические способы переработки, когда старую резину превращают в нефтепродукты. Можно производить из них неплохое топливо, например, для цементных предприятий. На мой взгляд, самый перспективный путь - это как раз производство нефтепродуктов и даже газа, который по своим свойствам похож на природный. Так что старые покрышки при рациональном подходе могут принести немалую пользу.

Вывоз мусора может стать дороже
Экология