22.08.2022 01:28
Культура

Андрей Максимов: На наших глазах лицо московского театра резко изменилось

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №185 (8833)
В московских театрах произошло несколько назначений новых худруков. Я давно занимаюсь театром в самых разных качествах: пишу пьесы, ставлю спектакли, печатаю рецензии... Так вот я не помню, чтобы сразу было столько неясных назначений. Не плохих - подчеркну, - а неясных. Дай бог, чтобы у новых худруков все получилось, однако появление большинства из них загадочно.
Читать на сайте RG.RU

Есть исключения. Когда все понятно. Егор Перегудов - замечательный режиссер в расцвете сил - назначен худруком Театра имени Маяковского. Вопросов нет.

Уверен, что ни у кого нет сомнений в том, что Кирилл Крок по праву возглавляет Театр имени Вахтангова. Крок - не просто директор, он, в прекрасном смысле этого слова, хозяин театра, человек с определенным художественным вкусом, знающий театральный организм, как никто. Можно только пожелать новых блестящих спектаклей и с интересом следить за происходящим.

Дай бог, чтобы у новых худруков все получилось, однако появление большинства из них загадочно

Театром всегда руководит личность. Когда мы говорим, что коллективом будет руководить худсовет, - в этом есть некоторое лукавство. Худсовет - совещательный орган, решающее слово в конструкции директор - худсовет - за директором.

Когда вспоминают о том, что после ухода Олега Ефремова во МХАТ театром руководил худсовет - в этом есть определенная доля лукавства. Во-первых, это был спаянный коллектив, который хотел спасти театр. Напомню, что идея Ефремова была в том, чтобы "Современник" влился во МХАТ - "Современник" отказался. Во-вторых, в театре был лидер - Галина Волчек еще до своего назначения главным режиссером.

Театр Пушкина откроет новый сезон спектаклем с Верой Алентовой

Сегодня "Современником" руководит директор Юрий Кравец и худсовет во главе с замечательным актером Владиславом Ветровым. Как будут распределяться между ними обязанности? Готов ли Владислав Ветров "со-товарищи" брать на себя художественное руководство театром, и как он будет это делать? Ничего не ясно.

В Театре Романа Виктюка тоже есть директор. На сайте театра я прочел, что его зовут Александр Смертин, который назначил худсовет во главе с Дмитрием Бозиным. Еще до прихода предыдущего худрука, коллектив писал в Управление культуры письмо с просьбой сделать худруком Бозина. Не услышали. Значит, Бозин председателем худсовета может быть, а худруком нет? Почему? Опять загадка.

Разумным выглядит назначение на должность худрука "Ленкома Марка Захарова" Алексея Франдетти - режиссера талантливого, человека одновременно интеллигентного и жесткого. Однако Франдетти назначил директор театра Марк Варшавер, то есть схема такая: худрук подчиняется директору.

За годы, прошедшие после ухода великого Захарова, Варшавер очень много сделал для "Ленкома", в сущности, главное: сохранил любовь зрителя к театру и сохранил труппу. По его инициативе вышел спектакль - главная удача "Ленкома" последнего времени - "Поминальная молитва" Захарова: восстановил Александр Лазарев. Я с нетерпением жду премьеру "Бега", который сейчас репетирует Лазарев. "Бег" - один из лучших спектаклей Андрея Гончарова, в котором гениально играл Лазарев-старший. Очень хочется надеяться, что у младшего все получится, тогда в "Ленкоме" появится еще один хороший режиссер, и это тоже в немалой степени будет заслугой Варшавера.

Марк Борисович - настоящий, жесткий руководитель. Алексей Франдетти - режиссер, всегда четко знающий, чего он хочет. Два медведя в одной берлоге? Надеяться можно только на мудрость обоих.

Евгений Герасимов возглавил "Театр Луны", основатель которого Сергей Проханов перешел на почетную должность президента театра. Герасимов - замечательный, очень талантливый артист. Московский депутат, что свидетельствует о том, что он - человек активный. "Театр Луны" давно находится на периферии театральной жизни столицы. Сможет ли Герасимов - до этого имеющий лишь актерский театральный опыт - сделать театр интересным и ярким? Конечно, для самого Евгения Герасимова - это серьезный вызов, и вызывает уважение человек, не побоявшийся взвалить на себя такую ношу. Нам остается ждать.

Театром, который теперь опять называется имени Гоголя, отныне руководит Антон Яковлев. Про него тут же все сообщили, что он сын великого Юрия Яковлева. Что правда. Но Антону пятьдесят два года, и он имеет свое режиссерское имя. Я видел несколько спектаклей Яковлева. Очень хороший "Король Лир" в Малом театре, где одну из лучших своих ролей сыграл замечательный Борис Невзоров. Не очень хороший "Последний поезд" все в том же "Ленкоме", где из-за вставных монологов героев и из-за того, что главные персонажи (мы их помним по спектаклю Эфроса "Дальше - тишина") люди - вовсе не старые, - разваливается история. Яковлев - хороший, крепкий режиссер. Как он будет в театре, который привык к совершенно другой эстетике, совершенно другой жизни - загадка. Ждем.

На наших глазах лицо московского театра резко изменилось

Наконец, "Школу современной пьесы" возглавил Дмитрий Астрахан. Он известен как кинорежиссер. Однако люди моего поколения (чуть старше - чуть младше) узнали его как режиссера театрального. Сначала стали известны его спектакли Свердловского ТЮЗа, а потом он, весьма успешно, возглавлял Ленинградский театр комедии. Так что опыт есть. Астрахан любит и умеет ставить комедии. В театральном мире он всегда воспринимался как режиссер, который умеет привлечь зрителя. Качество для сегодняшнего худрука важное, но достаточное ли? И снова - ждем.

На наших глазах лицо московского театра резко изменилось. Начинающийся сезон продемонстрирует, как именно.

Андрей Максимов: Алексей Франдетти поставил комикс по "Евгению Онегину". Не вижу в этом ничего плохого
Драматический театр