Полицией мысли было ОГПУ-НКВД, никакой "союз" тут дополнительно не требовался. Да и по факту - лучшие пропагандистские произведения Маяковского, Островского, Шолохова ("Поднятая целина") написаны до и вне всякого Союза. В начале 1930-х даже Пастернак восторженно писал о Ленине и Эпохе. Вполне понятно - люди искренно верили или убеждали себя, что верят. Верили - потому что "было во что", был "соцреализм Жизни" (особенно если, по совету Михалкова, смотреть на нее в профиль, прижмурив один глаз).
И наоборот. В 1960-1970-е, в пору высшего административно-хозяйственного расцвета СП СССР - уже не было никакой зажигательной пропаганды, кроме унылого облизывания все более пыльных символов Партии, Революции, Страны, бесконечного стеба и фрондерства ("карманно-кукишная литература"), а оживляли идейную жизнь союза только скандалы с исключениями Солженицына, иных диссидентов чином пониже и байки о том, кто их травил, кто подтравливал, кто защищал, а кто прятался на дачах. Вот тебе, бабушка, и союз... дедушек...
Потому что надо достроить Пазл Административной Системы. Система должна охватить ВСЮ социальную жизнь - причем охватить ФОРМАЛЬНО. К Содержанию, практической эффективности функционирования пропаганды эта Форма имеет очень малое отношение. Например, современная российская пропаганда куда эффективнее позднесоветской - но совершенно никаких "Всероссийских объединений" журналистов или блогеров сейчас нет. Кнута и пряника, цензуры и оплаты - более чем достаточно. То же самое относится к пропаганде (в том числе - антироссийской) в ЕС, США, на Украине и т.д.
В СССР была другая Система. Тотальная Форма в ней была самоценна, самодостаточна. Административная Система в силу своих свойств стремилась стать Всеобъемлющей, найти и занять любую дырочку, "закрыть гештальт" (наконец-то название цикла статей всплыло в тексте!). Везде нужно было создать и, соответственно, ранжировать свою номенклатуру.
Кстати, в Российской Империи, при всей Табели о рангах, сложном наборе сословий и титулов, были только зародыши этого. Были артисты (и заслуженные среди них) Императорских театров, ученым, работавшим в университетах (Министерство народного просвещения), как всяким чиновникам присваивались классные чины, но, скажем, ни о каких "рангах" для писателей и речи не было, да и художники, артисты и т.д. жили как умели по рыночным правилам. В СССР с этим было покончено.
1930-е - время Наведения Порядка, время Великого Ранжирования Жизни.
1934-й - вводятся ученые звания. Доктор и кандидат наук. Эти степени присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Комитете по делам высшей школы, на основании защит диссертаций (порядок, как известно, сохранился по сей день).
1935-й - вводятся чины в Армии и НКВД. Тогда это были еще чины с "революционным намеком" - командарм, комкор, комдив, комбриг, комиссар гб трех рангов и т.д. В 1940-м это уже нормальные "царские" генералы и офицеры, а с 1943-го засверкали и золотые погоны - те самые, за которые будущие советские генералы убивали царских военных в 1917-м. Диалектика: Абсолютная Идея совершила полный круг... Вообще, как Административная форма требовала для себя Униформы - особая, занятная тема. Так, в 1935-м нарком НКВД Ягода был занят не только борьбой с "троцкистами", но и сочинением для себя и подчиненных Мундиров - и, похоже, что этот важный вопрос занимал его куда больше, чем политика.
1936-й - достроена до верха "артистическая лестница". Так сказать: "до-ре-ми...". Еще в 1919-м появилось звание Народный Артист Республики (первым его получил Шаляпин. Потом, когда он не оправдал высокого доверия власти и уехал в эмиграцию, его "разжаловали"). В 1936-м было введено высшее звание - Народный артист СССР. Первыми стали 13 человек, во главе списка - Станиславский, и Первый советский орден - Красного знамени - был придуман в 1918-м. В 1930-е орденская система резко расширилась и иерархизировалась. Появился высший орден - Ленина (1930), орден Красной звезды, Трудового Красного Знамени, "Знак почета". В 1934-м - Герой Советского Союза. К своему 60-летию (1939) Сталин ввел звание Героя Социалистического Труда и "подал пример получения".
Вообще советская фалеристика - наука о чинах, орденах, званиях - вполне содержательна, там сложилось целое Пространство с множеством измерений. До европейского, с его вековыми традициями, оно, пожалуй, не доросло, но вот с российско-имперским вполне могло соперничать. Наградное Пространство занимало важное место в Социальном Пространстве СССР (как и любого развитого Государства) - и надеюсь когда-то об этом тоже написать.
Общий чертеж Административной Пирамиды набросал Сталин в докладе "О недостатках партийной работы и мерах ликвидации (!) троцкистских и иных двурушников" на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП (б) 1937 г. Этот Пленум, кстати, объявил о начале Кадровой Революции-1937. В 1937-1938 гг. из 130 участников Пленума (члены и кандидаты в ЦК) 95 были "ликвидированы". Но все это - тоже отдельная тема. Так вот, из доклада Сталина: "в составе нашей партии, если иметь в виду ее руководящие слои, имеется около 3-4 тысяч высших руководителей. Это, я бы сказал, генералитет нашей партии. Далее идут 30-40 тысяч средних руководителей. Это - наше партийное офицерство. Дальше идут около 100-150 тыс. низшего партийного командного состава. Это, так сказать, наше партийное унтер-офицерство".
Очевидно, та же универсальная Матрица должна быть наложена на все институты Общества и Государства (в 1930-е, они, по мысли Сталина, просто слились, т.е. Общество полностью вошло в Государство). Вот как конкретно строили ССП, раздавали звания от генерал-писателей до унтер-писателей, и пойдет речь в следующей статье.