23.08.2022 19:10
Власть

Федор Лукьянов: Режим выдачи виз, то есть доступ на территорию единой Европы, всегда служил для ЕС важным инструментом

Текст:  Федор Лукьянов (профессор-исследователь НИУ "Высшая школа экономики")
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (8835)
Инициатива о запрете выдачи европейских виз гражданам России активно обсуждается в Евросоюзе, и круг стран, власти которых ее поддерживают, определился. Государства Балтийского бассейна, Центральной и Юго-Восточной Европы - "за". Основные западноевропейские державы "с пониманием", но скорее против. Южные туристические страны достаточно решительно возражают.
Читать на сайте RG.RU

Судьба начинания примерно ясна. На уровне ЕС не пройдет, потому что нет единства, к тому же запрет нарушает правила Евросоюза, которые не предусматривают полного афронта по принципу государственной принадлежности. Однако никто не может воспрепятствовать конкретным странам-членам остановить выдачу виз либо сделать процесс максимально сложным и долгим для соискателей.

В общем, так или иначе, механизм поездок в Европу не будет иметь ничего общего с тем, к чему мы привыкли за предшествующие пару десятилетий. Вопрос, как к этому относиться? Судя по оживленному обсуждению данной темы в российском публичном пространстве, она многих у нас не оставляет равнодушным.

Режим выдачи виз, то есть доступ на территорию единой Европы, всегда служил для ЕС важным инструментом

Начать надо с того, что пускать или не пускать кого-либо на свою территорию - суверенное право всякого государства. Насильно в гости не ходят и дела не ведут. Так что обязать страны Европейского союза, которые по каким-то причинам не хотят видеть граждан Российской Федерации, их все-таки принимать, невозможно. В этом смысле эстонская дама-премьер права: виза в Европу - не право, "а привилегия". Равно как и виза в Россию или любое другое государство.

Иное восприятие - продукт исторически недавнего развития событий, собственно, пресловутой глобализации. Стирание границ началось в конце прошлого века, а нормой стало и того позже. Шенгенское пространство, например, возникло в середине 1990-х годов, а для въезда в США и теперь граждане многих европейских стран-союзниц оформляют визы. Правда, делается это легко и на длительные сроки, но полной отмены так и нет. Несколько утрируя, можно сказать, что стирание границ в идеале предполагало и стирание существенных различий между народами и культурами.

Глава дипломатии ЕС высказался против запрета на выдачу виз гражданам РФ

Применительно к России визовая эпопея имеет предысторию. И связана она с попытками нашей страны встроиться в "большую Европу", как ее видели после окончания холодной войны. Правильной или нет была тогдашняя цель - вопрос отдельный, но Москва настойчиво ее добивалась. Режим выдачи виз, то есть доступ на территорию единой Европы, всегда служил для ЕС важным инструментом.

Европейский союз вообще привык руководствоваться в отношениях с внешними партнерами принципом обусловленности. Смягчения или послабления любого рода, даже если они были выгодны самим европейцам, увязывались с непременными встречными шагами, и не обязательно в той же сфере. Помимо экономических интересов, которые выскакивали в самые неожиданные моменты, была и нормативно-гуманитарная составляющая. Внешняя политика Евросоюза всегда опиралась на ценностный набор, соответствия которому требовали от контрагентов. Иными словами, трансформация собеседника в процессе взаимодействия разумелась сама собой.

Такое возможно в случае, если упомянутый собеседник вправду воспринимает доступ в Европу как привилегию, точнее, как нечто, что надо заслужить. Сочетание культурно-исторического богатства, комфорта и емкости рынка действительно делали общее европейское пространство чрезвычайно притягательным для внешнего мира - с точки зрения туризма, проживания и коммерции. Для государств и народов, относящихся к европейской сфере притяжения, определяющим был именно фактор этого притяжения и внутренних изменений под его воздействием. Переговоры о безвизовых поездках между Россией и ЕС, находившиеся на достаточно продвинутой стадии в 2000-е годы, застопорились формально по ряду технических причин. Но фактически все уперлось в тот факт, что с какого-то момента Москва поставила предел возможным внутренним изменениям, а без этого Брюссель не хотел дальнейшей либерализации перемещения.

Переговоры о безвизовых поездках между Россией и ЕС в прошлом застопорились формально по ряду технических причин

Собственно, ситуация последних примерно 15 лет, когда никакого прогресса по безвизовому обмену уже не было, но либеральный режим выдачи работал, - наследие периода устремлений. Устремления закончились давно, теперь же произошел обвал схемы, функционировавшей по инерции. Возврат к ней невозможен, потому что практически невозможно предположить, что целеполагание России и ЕС относительно друг друга вернется к чему-то, хотя бы отдаленно напоминающему начало 2000-х годов. Так что все будет зависеть от воли и желания отдельных стран, в целом же поток в Европу резко сократится.

Кипр и Греция выступили против запрета выдачи виз россиянам

Может ли это вновь измениться? Да, но для этого потребуется качественное изменение подхода, то есть пересмотр восприятия поездок в Европу как чего-то, что нужно заслужить. Перемещение людей как процесс взаимного обмена и обогащения (во всех смыслах) без политической или ценностной составляющей рано или поздно восстановится. Потому что он естественный и выгодный всем. Хотя это кажется само собой разумеющимся, в случае России и объединенной Европы придется пройти довольно длительный путь. Сделать это необходимо, потому что Россия и Европа связаны теснейшими и важными для них обеих историко-культурными связями. Но форсировать не получится, надо вновь дозреть.

Внешняя политика Европа